Третья встреча с Чацким

Дата: 12.01.2016

		

Вступление.

Комедию А. С. Грибоедова «Горе от
ума» я читал трижды: в школе (по принуждению), в институте (от безделья) и
после него (из любопытства). Соответственно менялось и моё мнение об этом
произведении. В школе всё было по стандарту: текст Грибоедова, комментарии
Гончарова, написанное сочинение. Нет-нет, вы не подумайте чего такого – я
всегда был честным мальчиком и сочинения писал сам, а уж если и вставлял
цитаты, то обязательно указывал, что это сказал такой-то. Но ещё я был
правильным мальчиком и всегда писал то, что говорили учителя литературы. А
учителя литературы говорили, что … Ну, в общем, вы понимаете, почему после
прочтения «Горя от ума» я обратился к «Мильону терзаний» и почему в моём
школьном сочинении было написано, что Чацкий хороший, а все остальные –
сволочи. Ну ещё Софья, может быть, ничего, только вот она не совсем правильно
себя с Молчалиным повела, за что её в Саратов и сослали. Короче, жалко бабу.

В институте я перечитывал
Грибоедова исключительно из чувства морального и интеллектуального превосходства
над грибоедовским героем, а заодно и над самим автором. Время было такое –
молодое, самоуверенное и свободное. Верилось, что я весь из себя такой гений,
жизнь проста и понятна, и всё ещё впереди. Ну и для того, чтобы лишний раз
утвердиться в этом мнении, второй раз прочитал Грибоедова. Получилось как раз
то, что и требовалось доказать: Чацкий – олух, ничего из себя не представляет,
понахватался там за границей всяких коммунистических идей и решил на отдельно
взятом московском балу устроить Великую октябрьскую социалистическую революцию.
Чем метать бисер перед свиньями, лучше бы занялся изучением акций, фьючерсов и
всяких прочих финансов – глядишь, может, и толк бы из него вышел. Все остальные
персонажи комедии вообще не заслуживали никакого внимания ибо, по моему мнению,
были неспособны понять смысл даже buy & hold strategy,
не говоря уже о всяких там «стрэддлах» и «стрэнглах».

В третий раз Грибоедов попался
мне на глаза совершенно случайно. Мелькнула мысль: интересно, а каким мне
покажется произведение сейчас? Результатом третьего прочтения и явилось это
«сочинение».

Основная часть.

Кого в «Горе от ума» можно
считать умным?

Как кого? Чацкого, разумеется! Он
хоть и олух, а по сравнению со своим окружением выглядит как «луч света в
тёмном царстве»! Разве непонятно? Непонятно.

Сначала мне стало непонятно,
почему Чацкого считают умным. Приехал, посмеялся над старыми знакомыми – и уже
умный? Смеялся он понятно почему – в заграницах, вишь, бывали, в самом, поди,
городе Париже, это тебе не фунт изюму. Через сто пятьдесят лет советские
загранкомандированные будут точно так же относиться к своим «невыездным»
родственникам и знакомым, поэтому в таком в поведении Чацкого ничего необычного
нет. Кроме того, он знался с министрами, знает самого Фому Фомича – не у
каждого такие «связи» имеются. Отношение Чацкого к своему старому московскому
окружению – это отношение столичного жителя, побывавшего, к тому же, за
границей и потому «просвещённого», к провинциалам (нельзя забывать, что в XIX веке Москва была провинцией). Отсюда и его
пренебрежительный тон, снисходительные насмешки и общее «недовольство Москвой».
По приезде Чацкий сразу был уязвлён тем, что Софья довольно равнодушно
отнеслась к его возвращению, а ведь он надеялся сразу покорить сердце бедной
девушки своими рассказами о заграничной жизни и о своих столичных приключениях!
Ну что же, ситуация банальна: девушка не дождалась молодого человека. Добро бы
его на два года в армию призвали, так хоть обидно было бы, а так он сам от неё
за границу сбежал, а потом удивляется, что его возлюбленная не сохранила
должной нравственной твёрдости. Фамусов тоже порадовал: взялся его поучать,
что-де надо именьем хорошо управлять, служить да и вообще слушать, что старшие
говорят. И этот тупой чиновник, никогда ничего кроме своего календаря в жизни
не читавший, вздумал учить его уму-разуму! Да пошёл он в ж … Ну немножко и
поспорили. Скалозуб этот ещё дуб дубом … А уж Молчалин, так это вообще фрукт! У
самого за душой нет ничего как в материальном, так и в духовном смысле, а тоже
туда же – поучать! К Татьяне Юрьевне съездили бы, с Фомой Фомичём подружились
бы … Да пошёл ты со своими советами к такой-то матушке! Сам подлизывайся к этим
«уродам с того света», а я – уж извини-подвинься. Но вконец «добил» Чацкого бал
в доме Фамусова. Никто (точнее, почти никто – исключение составил Платон
Михайлович Горич) не обратил особого внимания на приезд Чацкого в родной город:
приехал, и хрен с ним. Ни тебе внимания, ни тебе почтения – сцена в явлении 22,
где Чацкий начинает разглагольствовать и останавливается только тогда, когда
вдруг обнаруживает, что слушатели все куда-то подевались и заняты своими
делами, гениальна. Апофеоз! В кои-то веки обратил на себя внимание этих людишек
(ему невдомёк, чем это вызвано) и тут такой конфуз – никто не стал слушать.
Вокруг какого-то французишки так и вьются, а его, такого умного и
«просвещённого», игнорируют! Обиженный на всю Москву за такой приём, Чацкий сам
говорит об этом:

Чего я ждал? что
думал здесь найти?

Где прелесть эта
встреч? участье в ком живое?

Крик! радость!
обнялись! – Пустое.

А уж когда выясняется, что Софья ему
предпочла Молчалина, так тут уж совсем невмоготу – только и хватает сил
крикнуть: «Карету мне, карету!» Получается как в известном анекдоте: «Доктор,
меня все игнорируют … – Следующий!»

Зачем же Чацкий лез из кожи вон, чтобы
добиться внимания со стороны московского «света»? Ну если ты относишься к этим
людям с насмешливым снисхождением и высокомерным пренебрежением, так чего ж ты
хочешь от них услышать? Похвал? Лести? Восторженного внимания? Суть заключается
в том, что Чацкий посредственен даже по меркам московского «света». У него четыреста
по официальным сведениям (и триста на самом деле) душ, этого хватает на поездки
по заграницам и вольную жизнь в столице, но этого совершенно не достаточно для
того, чтобы заполучить уважение всяких этих княгинь да графинь с их мужьями. Вот
если бы у него было бы хотя бы тысчонки две-три крестьян и несколько имений,
тогда да. Уж тогда бы он с ними разговаривал по-другому, тогда ему не нужно
было бы добиваться их внимания. Он до них и не снизошёл бы, он бы их просто не
замечал (как не замечает сейчас слуг да лакеев), а вращался исключительно в
столичных светских кругах. Чацкий есть заурядный представитель московского дворянского
сословия с гипертрофированным от заграничных поездок и столичной жизни
самомнением, отсюда и весь его «мильон терзаний». Он изо всех сил старается
завоевать хоть какой-то авторитет в своём кругу, но поскольку у него всего
триста душ, все его усилия бесплодны. И ведь, подлецы, всё время ему его
бедностью тыкают: как только княгиня узнала, что Чацкий небогат, сразу же
заорала на всю Ивановскую: «Князь, наза-а-а-ад!» Думаете, приятно такое
слышать? Даже заграничные путешествия нисколько не прибавляют ему веса в «обществе»,
а об «успехах» на службе в Петербурге все наслышаны настолько, что жалеют его
прямо в глаза (естественно, насмехаясь за глаза). При этом мы не знаем точные
причины его отставки. По словам самого же Чацкого, он не «сработался» со своими
руководителями (прислуживаться тошно), порвал с министрами и т. д., но в чём действительная
причина его неудач (о которых наслышан даже Молчалин)? Может быть, в силу своего
«ума» и «просвещённости» он претендовал на нечто большее, чем ему было положено
по служебному (да и по социальному) положению, а когда его не оценили по достоинству,
он плюнул на всю эту службу и подался в Москву, чтобы потешить самолюбие в
кругу своих знакомых? Интересно, куда же он поедет в своей карете дальше? Тоже «в
глушь, в Саратов», пока не найдёт себе восторженных слушателей и поклонников?

Итак, Чацкий умом не блещет, ибо как может блистать
умом человек, не замечающий, что его не слушают? Но почему это не бросается в
глаза при чтении комедии? Потому что окружение Чацкого подобрано соответствующим
образом. Чем занимаются все без исключения герои пьесы Грибоедова?
Разговаривают разговоры. Посмотрим, какие темы обсуждают герои «Горя от ума»: о
мужчинах, о знакомых, о политике (точнее, о «свете»), о невестах, о былых
временах. Всё. Ну ещё приставания мужчин к женщинам и наоборот, но это не в
счёт. Сколько ума нужно иметь для того, чтобы вести такие разговоры? Правильно,
ноль. Чацкий абсолютно прав, считая всех окружающих его людей пустышками. Но
это только с внешней стороны, также как и Чацкий кажется умным только с внешней
стороны. Весь этот «свет» далеко не так глуп, как кажется, эти люди прекрасно
понимают, кто чего стоит. Например, Хлестова отлично понимает, кто есть
Скалозуб, Молчалин или Загорецкий. Соответственно к ним и относится. Точно так
же всё понимает и графиня-внучка и прочая, и прочая, и прочая. Ну, разве что за
исключением выживших из ума стариков. Или Молчалин не понимает, кто есть кто?
Понимает. Но относится ко всем совершенно по-иному. И к Софье он относится в полном
соответствии с её положением, но пристаёт почему-то к Лизе. Практически все
персонажи Грибоедова есть недалёкие люди с непомерно раздутым гонором (за
исключением, разве что, Лизы или Платона Михайловича, но эти люди проходят
как-то мимо, а Молчалин – особая статья), так что ума в пьесе не наблюдается.
Зато наблюдается одуряющая скука. Скучают все: Софья, Молчалин, Фамусов,
Скалозуб, чета Горичей, Тугоуховские со своими шестью дочерьми, Хлестова,
Репетилов и вся прочая братия. Из этого состояния ненадолго их вывел своим «сумасшествием»
Чацкий, этого события им хватит примерно на неделю, а там, глядишь, ещё
какое-нибудь происшествие приключится, опять будут пережёвывать. «Горе от ума» –
это комедия не о противостоянии одиночки и отжившего общества, а о
развлечениях. Каждый развлекается как может: Фамусов пристаёт к Лизе и слушает
календарь, Молчалин тоже пристаёт к Лизе, Чацкий развлекается тем, что пыжится
и насмехается надо всеми, Софья развлекается любовью к Молчалину, Репетилов развлекается
в Английском клубе, прочие развлекаются «сумасшествием» Чацкого. Серо. Убого.
Скучно.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий