Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни,
предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения
является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально
неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то
пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством.
Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное
усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом
жизни.Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни
как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в
наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки
зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как
элемент уникальной внутренней духовной жизни.Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в
смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда.
Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск
смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный
процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в
религиозной философии. Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и
слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум-
это прорыв бессмысленности».Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2.
Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться
к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою
жизнь Богом.Представление атеистического направления- марксистская
философия. Смысл жизни человека видит всю активной
преобразующей силе.Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда
жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и
ест чтобы жить»смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее
глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция
характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни-
служение высшему началу.Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская
интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы
жило другое поколение и тд.–прогрессируетСмысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет
смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим
человеком.Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в
рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят,
что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2.
Установка на обладание.Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые
нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то,
что мы не можем себе постоянно гарантировать.Большинство мыслителей утверждали, что более ценной
является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования
счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не
нужно, отрекались от всего внешнего.Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество установки на бытие в плане
психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на
обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой. Примирение позиций на
бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе
(Лютеранская церковь)Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
Аспекты проблемы смерти:
1.Как определить, что данный человек уже умер?
2.Может быть имеет смысл определить, что этому
человеку уже пора умереть?3.Непримеримость человеческого сознания, гордого
человеческого духа с фактом своей физической смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который
может привести к гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а
ценность упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие
эмоциональные потрясения у людей.Шкала ценностей:
1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее
саморазвитие.Право на жизнь для любого живого существа в силу его
рождения.2.Акцентирует внимание на специфику человеческой
жизни. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни всего другого.
Жизнь и смерть не связаны с человеческим разумом, с оценками его современниками
и потомками.3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых
людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих
детях.Мумификация тела с расчетом на его вечное
хранение–характерна для тоталитарных обществУпование на растворение тела и духа в космическом
бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских теченийРезультаты человеческого творчества–произведения,
идеологические концепцииДостижение различных состояний, смерть–возможный
прорыв в другие миры.Средневековая философия: жизнь человека–мука,
настоящая жизнь наступит после смерти.Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.
Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не
умереть раньше времени, нужно вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться
духовными ценностями.Экзистенциальная философия: преддверие смерти
заставляет человека всерьез ощутить ценность своей жизни.Христианство: стремление к жизни вечной, которая
наступит после жизни телесной.Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле
Аллаха, более легкое отношение к смерти, человек более легко может стать
причастным к смерти человека. Та религия, которая постоянно разрастается.Общее для христианства и ислама: человек живет для
того, чтобы умереть и воскреснуть.Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев,
прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.Марксистская философия: смерть–естественный конец
всего живого, обмен между органической и и неорганической природой.Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом
самосохранения.2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом
3. Жизнь для вида, для коллектива.
Проблема: право на жизнь и право на смерть
Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь,
все живое должно жить.Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна
сама по себе»Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые
обречены на смерть. Человек должен иметь право на достойную смерть–позиция
патерналистов.Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.
Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который
решил уйти из жизни, приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это
сделает, «дурной пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет
спасти..Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.shpori4all. narod.ru/