Содержание
Введение
Планирование методической работы
Методическое обеспечение методического процесса
Структура, формы и
методы методической работы
Методический кабинет как центр методической работы
Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации
Заключение
Список литературы
ВведениеУспешное
развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его
теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая
деятельность. Методическая работа
– это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений
педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого
педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на
достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.Целью
методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для
непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников
образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности
осуществляется посредством организации деятельности таких организационных
структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования,
научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также
активного включения педагогов в работу по самообразованию.На дошкольное
образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества
возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и
готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество
которых будут определять социально-экономический, научно-технический и
нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более
нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ,
в управлении образованием и в самой педагогической науке.Задача заведующей и
методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему,
найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического
мастерства.Сегодня в связи с
необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы
возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация
которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный
уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним
из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию
методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Планирование
методической работыМетодическая служба – это
связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива,
государственной системой образования, психолого-педагогической наукой,
передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и
реализации профессионального творческого потенциала педагогов.Методическая служба МДОУ
в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию
целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области
образования, призвана обеспечить:— достижение воспитанником
установленных государством образовательных стандартов;— построение образовательного стандарта
на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ
здорового образа жизни;— адаптацию МДОУ к социальному заказу и
особенностям развития воспитанников;— светскость образования.[1]
Планирование
методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:ü анализ внешней среды МДОУ (учета
требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального,
районного, городского уровней);ü анализ состояния МДОУ (уровня
здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;
уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей
родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);ü цели деятельности и необходимые
средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.Любое образовательное
учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.Следовательно, в
дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования,
методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в
случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и
обучения дошкольников.Если же коллектив
предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или
реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой
модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного
учреждения из режима функционирования в режим развития.[2]Во всех случаях цель
методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью
будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического
коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:1. Обучение и развитие педагогических
кадров, управление повышением их квалификации.2. Выявление, изучение, обобщение и
распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ3. Подготовка методического обеспечения
для осуществления образовательного процесса.4. Координация деятельности МДОУ и семьи
в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.5. Координация деятельности МДОУ с
учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и
МДОУ в целом.6. Анализ качества работы с целью
создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности
воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.Перестройка методической
работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать
правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими
знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик
сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.Таким образом, нужно
отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в
современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами
практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть
указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень
современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.Во-первых, обеспечить и
обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных
учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии
профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ;
выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного
учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих
работников органов управления образованием, научно-методических служб и
центров.)Во-вторых,
конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий
каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в
учреждении).[3]Основные подходы к организации методической работы в ДОУ
основаны на:— системно-деятельном подходе:
понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также
обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования
вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних
связей;— личностно-ориентированном подходе:
обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого
педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие
профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и
старшего воспитателя;— дифференцированном подходе: учете
уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в
построении системы методической работы в ДОУ;— подход свободного самоопределения:
свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей
самореализации;— мотивационно-стимулирующий подход:
использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;— коррекционный подход: своевременном
устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин,
их вызывающих.Сегодня существует
проблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основная
причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным,
случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных
приемов и способов организации воспитания и образования.Методическая работа
должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего
воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями
педагогической и психологической науки.
Методическое
обеспечение методического процесса
Одним из
стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое
обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической
работы в любом МДОУ.Программно-методический
комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования,
нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное
направление), особенности и законы психического развития детей, специфику
педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и
целесообразность каждой программы и технологии.Через орган
самоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процесса
утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического
обеспечения.Таким
образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУ
осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным
заказом и видом МДОУ.Методическое
сопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиям
к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единства
концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и
технологий, их реализующих.Результативность
воспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условий
для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической
работы:1.
Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию
программы, интересам и потребностям детей разного возраста:— разработка методических рекомендаций
по организации предметно-развивающей среды МДОУ;— обеспечение подбора игрушек, игр,
пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;— активизация педагогов в разработке
атрибутов и методических пособий.2. Соотнесение
содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными
(примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей
дошкольного возраста:— формирование банка данных о
выполнении программы, ее отдельных разделов;— анализ выполнения Временных
требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;— анализ исполнений решений педсоветов,
медико-педагогических совещаний.3. Обновление
содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с
современными требованиями.4. Разработка
режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.5. Отслеживание
баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной
деятельности воспитанников.Структура,
формы и методы методической работыМетоды
методической работы – это
упорядоченные способы деятельности по достижению целей.Форма – это внутренняя организация
содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая
систему его компонентов и устойчивых связей.По формам
методическая работа делится на групповые и индивидуальные.К групповым
формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района,
МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.К
индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество,
взаимопосещения, самообразование.Необходимо
учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в
любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от
того, о чем идет речь.Для того
чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо
руководствоваться:—
целями и задачами
МДОУ;—
количественным и
качественным составом коллектива;—
сравнительной
эффективностью форм и методов работы;—
особенностями
образовательного процесса;—
материальными,
морально-психологическими условиями в коллективе;—
реальными
возможностями;—
передовым опытом
и научными рекомендациями.Наиболее
эффективными формами организации методической работы являются:— педсовет;
— семинары, семинары-практикумы;
— открытые просмотры эффективны;
— медико-педагогические совещания;
— консультации;
— работа творческой группы.
Внешнее
повышение квалификации происходит:— за счет посещения курсов повышения
квалификации;— обучение в учебных заведениях;
— участие в работе методических
объединений района.Внутреннее повышение
квалификации происходит
за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:— участие в работе совета педагогов;
— обучение на семинарах и
семинарах-практикумах;— консультирование и др.
В
методической работе особое место отводится принципу
индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности
воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с
кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого
педагога.Осуществление
индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать
творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в
активную профессиональную деятельность.[4]В сфере
методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества
педагогического коллектива с родителями.Методический кабинет как центр
методической работыметодический
дошкольный воспитание педагогМетодическое обеспечение
является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано
поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его
обновлению.Многие педагоги, особенно
начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных
коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В
настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную
систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и
возможностей детей.Центром всей методической
работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в
оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении
их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта,
повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения,
поэтому задача зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным,
научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать
работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем,
как в своем рабочем кабинете.Методический кабинет
дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как
информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение
мотивации и активности в развитии.Реализация информационно-аналитической
функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете
формирование информационного банка данных, где определяются источники,
содержание, направленность информации (см. табл. 1).Таблица 1. − Банк
информации МДОУ
Банк внешней информации | Банк внутренней информации |
1. 2. 3. 4. 5. Информация периодических изданий дошкольного |
1. 2. 3. 4. Контроль и регулирование |
В
методическом кабинете МДОУ постоянно должны действовать выставки, а также
представлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материал
семинаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; план
аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт и т.д.)
Таким
образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический
кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой
лабораторией для педагогов и родителей.
Информирование
педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях
науки и практики.
Своевременное
информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и
передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования
является важным условием высокой результативности
воспитательно-образовательного процесса.
Повышение
информированности педагогов способствует установке единой педагогической
стратегии развития МДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через
основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом
развития коллектива в МДОУ.
Обучение
и развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации
Задачу
обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении
методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения
педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на
коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов,
повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были
задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие
личностные и профессионально-нравственному развитию.[5]
Важнейшим
условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед. кадрами,
является анализ кадрового обеспечения.
Наиболее
эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
курсовая подготовка; участие в работе творческих групп, клубов; участие в
методических объединениях.
Зам. зав. по
воспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагогов
по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает
выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
На первом
этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта
педагога. Только совокупность использования различных методов исследования
опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и
детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной
работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На втором
этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО
комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед. информации[6]).
Третьим
этапом является
распространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы
работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки
и т.д.
Заключение
Изучив особенности организации
методической работы в МДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую
позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и
профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за
недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому
задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы
реализовать свой творческий потенциал.
Реальными возможностями
для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая
служба
В условиях современного социума организация методической
службы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологий
организации методической работы. Она нуждается в четко
выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование,
организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Результатом методической работы в МДОУ должны стать:
— обновление содержания образования и улучшение качества
образовательного процесса;
— пополнение и расширение запаса психолого-педагогических
знаний;
— оценка, анализ, диагностика результата педагогического
труда;
— конструирование педагогического процесса на основе
системного анализа;
— формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.
Список
литературы
1. Багаутдинова С.Ф. Особенности
методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. −
С. 82-85.
2. Волобуева Л.М. Активные методы
обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. − №6. – С.
70-78.
3. Липчанская И.А. Контроль
функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера,
2009.
4. Маркова Л.С. Управленческая
деятельность руководителя социального учреждения. − М., 2005.
5. Никишина И.В. Диагностическая и
методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград,
2007.
6. Фалюшина Л.И. Управление качеством
образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.
[1]
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. –
М.: Сфера, 2005. – С. 96.
[2] Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.
– М.: Дрофа, 2005. − С. 152.
[3]
Терре С.И. Методическая работа – как средство повышения эффективности и
качества образовательного процесса. − Иркутск: Дрофа, 2010. − С. 3.
[4] Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего
воспитателя. // Управление ДОУ. – 2004. − №3. − С. 29.
Е.А. Система методической работы в ДОУ. – М.: Дрофа, 2009. − С. 21.
[6]Левшина Н.И. Информатизация как условие
эффективности контрольно-аналитической деятельности. // Управление ДОУ. – 2005.
− № 2. − С. 10.