Разработка уроков по рускому языку

Дата: 13.02.2016

		

Тема: Закрепление изученного по
теме «Подлежащее»

Цель:

1. 
Повторение изученного по
теме «Подлежащее»

2. 
Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление,
воображение учащихся;

3. Осуществлять эстетическое воспитание: интерес к творчеству
казахских композиторов, любовь к музыке

Наглядные
пособия:
учебник, правила, схема, раздаточный
материал, карточки выхода

Тип урока: урок – повторение по интерактивной методике

Форма урока: урок – практикум

Методы: словесно – практический, наглядный.

Ход урока:

І. Организационный момент:

1.
Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой.

ІҮ.
Постановка цели урока:

1. 
Беседа:

— 
Что изучает синтаксис?

— 
Из чего состоит
грамматическая основа?

— 
Подлежащее?

— 
Способы выражения
подлежащего

ІІ.
Проверка домашнего задания:

1. Упр 5 стр. 154 (допишите словосочетания, используя слова
из текста)

2. 
Упр 8 стр. 154 (запишите
и выучите пословицы, которые вам понравились, объясните их смысл)

ІІІ.
Опрос:

1. 
Выражение подлежащего
словосочетаниями

ҮІІ.
Закрепление знаний:

1. 
Деление на мини группы
(выбор лидера, название группы)

2. 
Составление и утверждение
правил урока

3. 
Работа по группам

І. Беседа:

1 группа:

Прочитайте и объясните значение выражения «Музыка живет во мне с
тех пор, как услышал я пение матери» М.Ю. Лермонтов

2. 
группа:

Подготовьте сообщение на тему: «И звуки прелестные звучат вокруг
нас»

— 
Какая музыка звучит в твоей
душе?

— 
С чего начинается твоя
музыка?

— 
О чем поет твоя душа?

ІІ. Эссе:

Напишите мини-сочинение, продолжив «Если
бы я был музыкантом (композитором, певцом)»…

І І І. Музыкальная пауза:

– Прослушайте мелодию, какая картина возникла у вас перед
глазами

ІҮ. Работа по
тексту «Народная песня»:

– Спишите, вставьте подлежащее, произведите синтаксический
разбор

Народная песня

Казахский … богат песнями. В этих песнях запечатлена многовековая
… народа, его надежды и мечты, горе и радость. … звучала всюду: в лачугах и
мазанках, на воле и застенках, на ярмарках и в бескрайней степи. Жизнь
кочевника немыслима без ….

Звонкой песней … открывал той, песни пели на игрищах за аулом,
песней встречали рождение ребенка, с нею провожали человека в последний путь. В
дни празднеств за каждой юртой звучал …. «Песня – украшение жигита», – говорит
народ.

… пользовались у народа особым уважением, были самыми желанными
гостями. … кичливого бая бледного перед искусством певца.

Слова для справок: жигит,
песня, народ, история, жарапазан, богатство, акыны – импровизаторы, жизнь.

Ү. Подведение итога:

– Зачем человеку нужна песня?

– В каком возрасте к нам приходит музыка?

– Какие песни поет молодежь?

– Почему молодежь любит рок – музыку?

– Не устарела ли классическая музыка?

ҮІІІ. Домашнее задание:

1. 
Напишите сочинение на тему
«Современная музыка». Что это такое?» используя данные слова: Сцена, занавес,
микрофон, поп-музыка, фонограмма, ударник, гитара, рок-опера, «фанера», хит, рэп.

Исполнить,
сыграть, спел, озвучить, написать, оранжировать, интонировать.

Тема: Морфологический разбор глагола. Повторение изученного о
глаголе

подлежащее
русский язык глагол

Цель:

1. Закрепить знания учащихся о глаголе, роли глагола в
предложении, морфологическом разборе глагола;

2. Развивать устную и письменную речь, мышление, воображение
учащихся;

3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, стремление
получать знания.

Наглядные
пособия:
учебник, план морфологического разбора
глагола, карточки

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – практикум.

Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока:

І. Организационный момент:

1.
Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой.

ІІ. Проверка
домашнего задания:

1. § 84
Упр 632, упр 642

ІІІ.
Опрос:

– Условное
и повелительное наклонение глагола

ІҮ.
Подготовка к усвоению знаний:

1. Беседа:

– Роль глагола в предложении

Ү.
Усвоение знаний:

1. Слово учителя:

– Глагол
служит для того, чтобы передать действие предмета и отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?

2.
Работа по плану морфологического разбора глагола:

І.
Часть речи. Общее значение.

ІІ.
Морфологические признаки:

1. 
Начальная форма (И.п.ед. ч);

2. 
Постоянные признаки: вид,
переходность, спряжение;

3. 
Непостоянные признаки: наклонение,
время, число, лицо (если есть), род (если есть)

ІІІ.
Синтаксическая роль.

ҮІ.
Проверка понимания новых знаний:

Образец
разбора:

С юга стремительно надвигалась черно-сизая туча.

Надвигалась
– глагол

І.
Что делала? – надвигалась, н.ф. – надвигаться

ІІ.
Пост. – неперех, 1 спр, несов вид; непост. – изъяв. накл, ед. ч., ж.р, прош вр.

ІІІ.
Туча (что делала?) – надвигалась

ҮІІ.
Закрепление знаний:

1. Работа по учебнику:

а)
выполнение упражнений:

– Упр
647 стр. 240 (составьте небольшой текст на одну из тем «В библиотеке» или
«Приближение грозы», употребляя следующие глаголы:

1.
Не говори, не шепчи, не передавай, не шурши

2.
Не шумит, не гремит, не взошло, не идет, не прояснилось, не сверкает, не
льётся)

– Упр
652 стр. 243 (поставьте указанные в скобках глаголы в форме повелительного
наклонения)

– Упр
653 стр. 243 (перестройте предложения, употребив личные глаголы в
безличном значении)

б)
работа по карточкам:

1. Кто больше назовет?

а)
глаголы труда

б)
глаголы звучания и цвета

в)
глаголы движения

г)
глаголы, обозначающие состояние человека

д)
глаголы, обозначающие состояние природы

2. Выберите из скобок глагол нужной формы и запишите предложения,
определите вид глагола

Я
случайно (увидел, видел) среди деревьев три небольшие березки. Они (постояли,
стояли) на тихой травянистой полянке, их гибкие ветки (свисали, свисли) к
земле. Зелень клейких листочков была очень нежна. Белые стволы (засияли, сияли)
молодо, ясно, радостно.

(По
А. Астафьеву)

3.
Определите время глагола, сделайте разбор

Ночь
торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото.
Алмазной каплей дрогнулаи погасла последняя звезда. Загремели бубенцы.
Поднялись олени. Все живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового
дня. (По Г. Федосееву)

ҮІІІ.
Домашнее задание:

1. 
§ 95 Контрольные
вопросы и задания

2. 
Упр 659 стр. 245 (к
данным глаголам подберите антонимы и перестройте предложения, спишите
подчеркивая приставки, прелоги и окончания существительных)

3. 
Упр 667 стр. 248
(составьте схемы предложений)

Тема: Язык мой – друг мой!

Цель:

1. 
Закрепить имеющиеся знания учащихся о русском языке, дать понятие
о роли языка в формировании общественного сознания;

2. 
Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление,
воображение учащихся;

3. 
Воспитывать интерес учащихся к предмету, любознательность,
стремление получать новые знания.

Наглядные
пособия:
учебник, Конституция РК, картинки,
высказывания о языке.

Тип урока: урок по сообщению новых знаний

Форма урока: урок развития речи.

Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока:

І.
Организационный момент:

1.
Подготовка класса к уроку.

2.
Психологический настрой.

ІҮ. Подготовка к усвоению знаний:

1. 
Что такое язык?

2. 
Сколько языков существует в
мире?

3. 
Каков статус казахского
языка в Республике Казахстан?

4. 
Какое место занимает русский
язык?

Ү. Усвоение знаний:

1. Слово учителя:

– Ежегодно 22 сентября в
Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов
Казахстана.

В основе
многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык – это часть
духовного наследия всего человечества, а каждая культура – это бесценный вклад
в мировую цивилизацию.

– В
качестве рабочих языков ООН (Организации Объединенных Нации) использует
следующее: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
Таким образом, русский является одним из международных языков. Русский
национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окресностей. Одним из
создателей современного русского литературного языка был Александр Сергеевич
Пушкин, который осуществил синтез, соединение литературного русского языка
предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Русскую речь можно
услышать в наши дни во многих странах мира. На этом языке созданы многие
шедевры литературы, написаны научные труды, способствующие развитию мировой
культуры.

2. Высказывания великих людей о языке.        

Русский
язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном
общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания
– иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других
международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных
транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях.

(В. Костомаров)

Берегите
наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!

И. Тургенев

Я пишу на
киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая
и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них!

Ч. Айтматов

Мы должны
оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, –
с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после
нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не
поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

С. Маршак

1. 
Работа по Конституции РК

Раздел 1.
Общие положения
Статья №7

1. 
В Республике Казахстан государственным является казахский язык.

2. 
В государственных организациях и органах местного самоуправления
наравне с казахским официально употребляется русский язык.

3. 
Государство заботится о создании условий для изучения и развития
языков народа Казахстана.

ҮІ. Проверка понимания новых знаний:

1. Самостоятельная работа.

— 
Определите роль языка в
формировании общественного сознания

(на основе высказывании о языке)

ҮІІ. Закрепление знаний:

1. 
Работа по тексту «Роль языка
в формировании общественного сознания»

А)
чтение текста Б) беседа по содержанию

ҮІІІ. Домашнее задание:

1. 
Сообщение «Язык мой – друг
мой!
»

Высказывания великих людей о языке.

Русский
язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном
общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания
– иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других
международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных
транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях.

(В. Костомаров)

Берегите
наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! (И. Тургенев)

Я пишу на
киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая
и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них! (Ч. Айтматов)

Мы должны
оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, –
с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после
нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не
поддающихся нашему предвидению поэтических творений. (С. Маршак)

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий