Тема: Закрепление изученного по
теме «Подлежащее»Цель:
1.
Повторение изученного по
теме «Подлежащее»2.
Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление,
воображение учащихся;3. Осуществлять эстетическое воспитание: интерес к творчеству
казахских композиторов, любовь к музыкеНаглядные
пособия: учебник, правила, схема, раздаточный
материал, карточки выходаТип урока: урок – повторение по интерактивной методике
Форма урока: урок – практикум
Методы: словесно – практический, наглядный.
Ход урока:
І. Организационный момент:
1.
Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой.ІҮ.
Постановка цели урока:1.
Беседа:—
Что изучает синтаксис?—
Из чего состоит
грамматическая основа?—
Подлежащее?—
Способы выражения
подлежащегоІІ.
Проверка домашнего задания:1. Упр 5 стр. 154 (допишите словосочетания, используя слова
из текста)2.
Упр 8 стр. 154 (запишите
и выучите пословицы, которые вам понравились, объясните их смысл)ІІІ.
Опрос:1.
Выражение подлежащего
словосочетаниямиҮІІ.
Закрепление знаний:1.
Деление на мини группы
(выбор лидера, название группы)2.
Составление и утверждение
правил урока3.
Работа по группамІ. Беседа:
1 группа:
Прочитайте и объясните значение выражения «Музыка живет во мне с
тех пор, как услышал я пение матери» М.Ю. Лермонтов2.
группа:Подготовьте сообщение на тему: «И звуки прелестные звучат вокруг
нас»—
Какая музыка звучит в твоей
душе?—
С чего начинается твоя
музыка?—
О чем поет твоя душа?ІІ. Эссе:
Напишите мини-сочинение, продолжив «Если
бы я был музыкантом (композитором, певцом)»…І І І. Музыкальная пауза:
– Прослушайте мелодию, какая картина возникла у вас перед
глазамиІҮ. Работа по
тексту «Народная песня»:– Спишите, вставьте подлежащее, произведите синтаксический
разборНародная песня
Казахский … богат песнями. В этих песнях запечатлена многовековая
… народа, его надежды и мечты, горе и радость. … звучала всюду: в лачугах и
мазанках, на воле и застенках, на ярмарках и в бескрайней степи. Жизнь
кочевника немыслима без ….Звонкой песней … открывал той, песни пели на игрищах за аулом,
песней встречали рождение ребенка, с нею провожали человека в последний путь. В
дни празднеств за каждой юртой звучал …. «Песня – украшение жигита», – говорит
народ.… пользовались у народа особым уважением, были самыми желанными
гостями. … кичливого бая бледного перед искусством певца.Слова для справок: жигит,
песня, народ, история, жарапазан, богатство, акыны – импровизаторы, жизнь.Ү. Подведение итога:
– Зачем человеку нужна песня?
– В каком возрасте к нам приходит музыка?
– Какие песни поет молодежь?
– Почему молодежь любит рок – музыку?
– Не устарела ли классическая музыка?
ҮІІІ. Домашнее задание:
1.
Напишите сочинение на тему
«Современная музыка». Что это такое?» используя данные слова: Сцена, занавес,
микрофон, поп-музыка, фонограмма, ударник, гитара, рок-опера, «фанера», хит, рэп.Исполнить,
сыграть, спел, озвучить, написать, оранжировать, интонировать.
Тема: Морфологический разбор глагола. Повторение изученного о
глаголеподлежащее
русский язык глаголЦель:
1. Закрепить знания учащихся о глаголе, роли глагола в
предложении, морфологическом разборе глагола;2. Развивать устную и письменную речь, мышление, воображение
учащихся;3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, стремление
получать знания.Наглядные
пособия: учебник, план морфологического разбора
глагола, карточкиТип урока: комбинированный
Форма урока: урок – практикум.
Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока:
І. Организационный момент:
1.
Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой.ІІ. Проверка
домашнего задания:1. § 84
Упр 632, упр 642ІІІ.
Опрос:– Условное
и повелительное наклонение глаголаІҮ.
Подготовка к усвоению знаний:1. Беседа:
– Роль глагола в предложении
Ү.
Усвоение знаний:1. Слово учителя:
– Глагол
служит для того, чтобы передать действие предмета и отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?2.
Работа по плану морфологического разбора глагола:І.
Часть речи. Общее значение.ІІ.
Морфологические признаки:1.
Начальная форма (И.п.ед. ч);2.
Постоянные признаки: вид,
переходность, спряжение;3.
Непостоянные признаки: наклонение,
время, число, лицо (если есть), род (если есть)ІІІ.
Синтаксическая роль.ҮІ.
Проверка понимания новых знаний:Образец
разбора:С юга стремительно надвигалась черно-сизая туча.
Надвигалась
– глаголІ.
Что делала? – надвигалась, н.ф. – надвигатьсяІІ.
Пост. – неперех, 1 спр, несов вид; непост. – изъяв. накл, ед. ч., ж.р, прош вр.ІІІ.
Туча (что делала?) – надвигаласьҮІІ.
Закрепление знаний:1. Работа по учебнику:
а)
выполнение упражнений:– Упр
647 стр. 240 (составьте небольшой текст на одну из тем «В библиотеке» или
«Приближение грозы», употребляя следующие глаголы:1.
Не говори, не шепчи, не передавай, не шурши2.
Не шумит, не гремит, не взошло, не идет, не прояснилось, не сверкает, не
льётся)– Упр
652 стр. 243 (поставьте указанные в скобках глаголы в форме повелительного
наклонения)– Упр
653 стр. 243 (перестройте предложения, употребив личные глаголы в
безличном значении)б)
работа по карточкам:1. Кто больше назовет?
а)
глаголы трудаб)
глаголы звучания и цветав)
глаголы движенияг)
глаголы, обозначающие состояние человекад)
глаголы, обозначающие состояние природы2. Выберите из скобок глагол нужной формы и запишите предложения,
определите вид глаголаЯ
случайно (увидел, видел) среди деревьев три небольшие березки. Они (постояли,
стояли) на тихой травянистой полянке, их гибкие ветки (свисали, свисли) к
земле. Зелень клейких листочков была очень нежна. Белые стволы (засияли, сияли)
молодо, ясно, радостно.(По
А. Астафьеву)3.
Определите время глагола, сделайте разборНочь
торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото.
Алмазной каплей дрогнулаи погасла последняя звезда. Загремели бубенцы.
Поднялись олени. Все живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового
дня. (По Г. Федосееву)ҮІІІ.
Домашнее задание:1.
§ 95 Контрольные
вопросы и задания2.
Упр 659 стр. 245 (к
данным глаголам подберите антонимы и перестройте предложения, спишите
подчеркивая приставки, прелоги и окончания существительных)3.
Упр 667 стр. 248
(составьте схемы предложений)Тема: Язык мой – друг мой!
Цель:
1.
Закрепить имеющиеся знания учащихся о русском языке, дать понятие
о роли языка в формировании общественного сознания;2.
Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление,
воображение учащихся;3.
Воспитывать интерес учащихся к предмету, любознательность,
стремление получать новые знания.Наглядные
пособия: учебник, Конституция РК, картинки,
высказывания о языке.Тип урока: урок по сообщению новых знаний
Форма урока: урок развития речи.
Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока:
І.
Организационный момент:1.
Подготовка класса к уроку.2.
Психологический настрой.ІҮ. Подготовка к усвоению знаний:
1.
Что такое язык?2.
Сколько языков существует в
мире?3.
Каков статус казахского
языка в Республике Казахстан?4.
Какое место занимает русский
язык?Ү. Усвоение знаний:
1. Слово учителя:
– Ежегодно 22 сентября в
Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов
Казахстана.В основе
многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык – это часть
духовного наследия всего человечества, а каждая культура – это бесценный вклад
в мировую цивилизацию.– В
качестве рабочих языков ООН (Организации Объединенных Нации) использует
следующее: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
Таким образом, русский является одним из международных языков. Русский
национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окресностей. Одним из
создателей современного русского литературного языка был Александр Сергеевич
Пушкин, который осуществил синтез, соединение литературного русского языка
предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Русскую речь можно
услышать в наши дни во многих странах мира. На этом языке созданы многие
шедевры литературы, написаны научные труды, способствующие развитию мировой
культуры.2. Высказывания великих людей о языке.
Русский
язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном
общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания
– иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других
международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных
транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях.(В. Костомаров)
Берегите
наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!И. Тургенев
Я пишу на
киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая
и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них!Ч. Айтматов
Мы должны
оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, –
с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после
нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не
поддающихся нашему предвидению поэтических творений.С. Маршак
1.
Работа по Конституции РКРаздел 1.
Общие положения Статья №71.
В Республике Казахстан государственным является казахский язык.2.
В государственных организациях и органах местного самоуправления
наравне с казахским официально употребляется русский язык.3.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития
языков народа Казахстана.ҮІ. Проверка понимания новых знаний:
1. Самостоятельная работа.
—
Определите роль языка в
формировании общественного сознания(на основе высказывании о языке)
ҮІІ. Закрепление знаний:
1.
Работа по тексту «Роль языка
в формировании общественного сознания»А)
чтение текста Б) беседа по содержаниюҮІІІ. Домашнее задание:
1.
Сообщение «Язык мой – друг
мой!»Высказывания великих людей о языке.
Русский
язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном
общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания
– иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других
международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных
транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях.(В. Костомаров)
Берегите
наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! (И. Тургенев)Я пишу на
киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая
и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них! (Ч. Айтматов)Мы должны
оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, –
с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после
нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не
поддающихся нашему предвидению поэтических творений. (С. Маршак)