Оглавление
Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
1.1. Управление туризмом 4
1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения 22-27
Введение
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее
время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его
росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые
предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через
несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.Некоторые исследователи считают, что ключом к
раскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именно
событийный туризм. Событийный туризм это очень серьезный бизнес. Его развитие
должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без
которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику
останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж
не работает.Событийные мероприятия сами по себе бизнес, и
зарабатывать на нем можно и нужно.Событийный туризм – это когда
туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших
событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти
как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех
редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.В данной курсовой работе рассматривался как туризм
Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для
лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего
развития событийного туризма в Республике.Также приведены примеры мероприятий, не так давно
проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских
каникул.Глава I.
Туризм в Республике Беларусь – его состояние и
развитие1.1. Управление туризмом
Реализацией широкой программы по развитию туризма в
Беларуси занимаются соответствующие органы. В РБ сложилась и постоянно
действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих
мероприятий по развитию туризма.Главная роль принадлежит Министерству спорта и
туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия
туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием
массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой
работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы
(разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов,
правила проведения туристических мероприятий).Министерство спорта и туризма Республики Беларусь –
является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров
Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за проведение
государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В
своей деятельности Министерство руководствуется законодательством Республики
Беларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими Министерствами и иными центральными органами
управления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями,
местными исполнительными и распорядительными органами.Основными задачами Министерства являются:
·
проведение единой государственной
политики в области физической культуры, спорта и туризма;·
разработка концепций
социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в
республике и методов их реализации;·
разработка и реализация научно
обоснованной системы физического воспитания населения республики:·
разработка, утверждение и
реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и
туризма;·
проведение государственной
кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата
Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений
высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки,
формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание
отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки
специалистов с высшим и средним специальным образованием;·
разработка совместно с заинтересованными
организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы
научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры
спорта туризма;·
регулирование деятельности
подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем
заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об
этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по
административно-управленческому персоналу;·
разработка экономических нормативов
эффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий,
учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;·
пропаганда и распространение
знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организации
активного отдыха;·
обеспечение подготовки спортсменов
и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в
Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных
соревнованиях;·
организация и проведение
республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на
территории Республики Беларусь;·
организация и проведение
спортивных и туристских лотерей;·
направление спортсменов и
специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики
Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в
спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;·
осуществление внешнеэкономической
деятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числе
производства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;·
содействие республиканским
ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным
общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;·
участие в формировании и
реализации государственной политики по созданию материальной базы физической
культуры, спорта и туризма, в производстве товаров
физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в
республике;·
представление интересов Республики
Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международном
уровне;·
осуществление контроля за
реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту
и туризму;Министерству предоставлено право:
·
издавать в установленном порядке
постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенции
Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и иными
центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными
органами, а также юридическими и физическими лицами;·
вносить в установленном порядке
предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики,
противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств и
иных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;·
представлять республику в
международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей
компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств
соответствующие соглашения;·
осуществлять контроль за
деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и
организаций, в том числе за использованием ими финансовых и
материально-технических ресурсов;·
проводить конференции, семинары и
совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;·
образовывать в установленном
порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии,
координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и
рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;·
в установленном порядке
запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления,
предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства;·
осуществлять другие полномочия,
предусмотренные законодательством Республики Беларусь.Руководящие органы (см. Приложение №1):
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В
настоящее время им является Ворсин Е. М.Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности в установленном порядке.Министр руководит деятельностью Министерства и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство
задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра,
руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает
кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической
культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает
структуру и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства,
структуру и численность подведомственных ему организаций и учреждений в
пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и
учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства
в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и
освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и
руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в
установленном порядке фонд на представительские цели.Для рассмотрения наиболее важных вопросов в
Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),
заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и
подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается
Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь
приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и
членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель
проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики
Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в
Кабинет Министров Республики Беларусь.Финансирование:
Центральный аппарат Министерства содержится за счет
средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного
аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.Областные советы по туризму отвечают за организацию
туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих
органов. Они обязаны утверждать туристические и экскурсионные маршруты,
подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка
инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной в подопечных
органах.В Республике Беларусь действует система туристских
органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она
охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи
– создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное
занятие туризмом.Руководит всей работой Министерства связанной с
туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.В настоящее время ведется большая массовая работа
среди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство
спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработке
специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы они
имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных
работ.1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси
Национальная программа развития туризма Республики
Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определение
оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование
ресурсов развития белорусского туризма.Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной
деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и
курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное
освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное
со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и
отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог,
инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в
природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение
допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных
природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия,
приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам
исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на
собственном опыте.Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное
геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного
наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском
рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как
кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских
услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в
советский период.Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же,
с учетом пройденного.Предварительно потребовалось проделать многое. Так,
оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и
республике в целом, разработана классификация существующих типов
туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду
признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и
особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно
определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики
и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и
закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных
образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси,
формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По
принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные
системы туризма и отдыха.В процессе исследований собраны данные о наличии и
состоянии туристско-рекреационных ресурсов.Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси
достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные
и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах,
и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных
ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по
группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и
«эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации
различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно
благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными,
ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды
и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее
посетителей.Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси
находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как
Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны,
Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и
замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и
разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные
постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не
имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным
историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая
застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль,
Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная
возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все
наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа
используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические
объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По
экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать
около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в
реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации
туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в
первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не
соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в
пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных
транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в
местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных
территорий.При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно
учитываются рекреационные потребности различных групп населения.Практически не применялся метод комплексной застройки
туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и
пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной
инфраструктуры.Территории отдельных туристско-рекреационных
образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную
систему.Отсутствует система контроля за состоянием природных
территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории
вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для
большинства которых не определены и по сей день.Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов
на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в
крупных городах и на прилегающих к ним территориях.И главное – отсутствует законодательная база,
определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием
курортно-рекреационных зон и территорий.Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в
Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах,
которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и
комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники
архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные
фестивали, народные праздники и обряды.В этой связи завершенная Схема предлагает опорный
каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют
основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: №
2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9
Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А
Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в
систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с
соседними странами и внутри страны: Южные регионы
России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава;
Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие
Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург;
Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск;
Белосток–Волковыск–Барановичи.В этом каркасе выделяются центры национальной
туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные
поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов –
расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги,
объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь
сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий,
торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные
и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют
радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными
туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование
системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые
маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным
туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных
транспортных магистралей страны.Приоритетными зонами развития туризма на национальном
уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская,
Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская,
Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и
Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками
их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или
на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных
коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался
устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено
этой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организации
туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает
следующие перманентные операции:·
оценку существующего туристского
рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз
туристско-рекреационных потоков;·
разработку предложений по
организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских
зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа
к ним;·
определение источников
инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих
развитию туристской деятельности в регионе и республике.Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения
которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных
компонентов эффективной системы туризма, а именно:·
индустрии туризма как
самостоятельной отрасли народного хозяйства;·
единой методики анализа рынка и
полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по
регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;·
должного по международным
стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо
больших ценах за него;·
государственных и частных
инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности
отечественных и зарубежных инвесторов;·
единой системы научного и
рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и
внешнем рынках.И это все при росте конкуренции на туристских рынках
сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.Важнейшие направления мероприятий, проведение которых
необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития
туризма на региональном уровне:·
реконструкция гостиничного
хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных
отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда
жилья и т.п.);·
расширение (модернизация) сферы
туристских услуг;·
стандартизация и сертификация
туристского продукта и туристских услуг;·
реорганизация системы учета и
контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории
туристов и приоритетных для развития видов туризма;·
организация рекламной кампании по
популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и
международный рынок), возможности проведения региональных и участия в
национальных туристских ярмарках и выставках;·
определение сельскохозяйственных и
фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных
хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);·
подготовка региональных кадров для
туристской отрасли;·
разработка проектной и
научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции,
модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но
утерянных туристских маршрутов и разработка новых.Глава II.
Событийный туризм, его разновидности и воплощения
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее
время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его
росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые
предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через
несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумевая
то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибают
руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многие
костёлы и церкви и т.д. Что показывать?Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а
потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой
значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато
еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом
благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры.
В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С
приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули
территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000
году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника
зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников
мировой культуры ЮНЕСКО.Спортивный и событийный туризм –
это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями
величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются
в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд
тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не
произойдет.Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали,
концерты, спортивные и культурные мероприятия.Беларусь, обладая богатым природным и культурным
потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном
туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос,
обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом
будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в
нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность
пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней;
уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск,
Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума
туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых
приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для
проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение
культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного
дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается
до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития
инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее
привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая
практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не
более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от
организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских
услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в
восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых
площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо
сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам),
а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь
туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и
Рис.1. Территориальное деление Республики Беларусь