Развитие событийного туризма в Республике Беларусь

Дата: 13.02.2016

		

Оглавление

Введение                                                                                                  3

Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие              4

1.1.   Управление туризмом                                                         4

1.2.   Стратегия развития туризма в Беларуси                                     7

Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения                13

Глава III. Событийный туризм в действии                                            17

Заключение                                                                                             20

Список используемой литературы                                                                  21

Приложения                                                                                            22-27         

Введение

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.

Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее
время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его
росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые
предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через
несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.

Некоторые исследователи считают, что ключом к
раскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именно
событийный туризм. Событийный туризм — это очень серьезный бизнес. Его развитие
должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без
которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономику
останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имидж
не работает.

Событийные мероприятия сами по себе — бизнес, и
зарабатывать на нем можно и нужно.

Событийный туризм – это когда
туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших
событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти
как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех
редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

В данной курсовой работе рассматривался как туризм
Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.

Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для
лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего
развития событийного туризма в Республике.

Также приведены примеры мероприятий, не так давно
проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских
каникул.

Глава I.

Туризм в Республике Беларусь – его состояние и
развитие

1.1. Управление туризмом

Реализацией широкой программы по развитию туризма в
Беларуси занимаются соответствующие органы. В РБ сложилась и постоянно
действует и совершенствуется  своего рода система организационно-управленческих
мероприятий по развитию туризма.

Главная роль принадлежит Министерству спорта и
туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия
туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием
массовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этой
работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы
(разработки  и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов,
правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь –
является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров
Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за проведение
государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В
своей деятельности Министерство руководствуется законодательством Республики
Беларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими Министерствами и иными центральными органами
управления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями,
местными исполнительными и распорядительными органами.

Основными задачами Министерства являются:

·    
проведение единой государственной
политики в области физической культуры, спорта и туризма;

·    
разработка концепций
социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в
республике и методов их реализации;

·    
разработка и реализация научно
обоснованной системы физического воспитания населения республики:

·    
разработка, утверждение и
реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и
туризма;

·    
проведение государственной
кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата
Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений
высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки,
формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание
отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки
специалистов с высшим и средним специальным образованием;

·    
разработка совместно с заинтересованными
организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы
научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры
спорта туризма;

·    
регулирование деятельности
подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем
заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об
этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по
административно-управленческому персоналу;

·    
разработка экономических нормативов
эффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий,
учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;

·    
пропаганда и распространение
знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организации
активного отдыха;

·    
обеспечение подготовки спортсменов
и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в
Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных
соревнованиях;

·    
организация и проведение
республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на
территории Республики Беларусь;

·    
организация и проведение
спортивных и туристских лотерей;

·    
направление спортсменов и
специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики
Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в
спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;

·    
осуществление внешнеэкономической
деятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числе
производства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;

·    
содействие республиканским
ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным
общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;

·    
участие в формировании и
реализации государственной политики по созданию материальной базы физической
культуры, спорта и туризма, в производстве товаров
физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в
республике;

·    
представление интересов Республики
Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международном
уровне;

·    
осуществление контроля за
реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту
и туризму;

Министерству предоставлено право:

·    
издавать в установленном порядке
постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенции
Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и иными
центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными
органами, а также юридическими и физическими лицами;

·    
вносить в установленном порядке
предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики,
противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств и
иных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;

·    
представлять республику в
международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей
компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств
соответствующие соглашения;

·    
осуществлять контроль за
деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и
организаций, в том числе за использованием ими финансовых и
материально-технических ресурсов;

·    
проводить конференции, семинары и
совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

·    
образовывать в установленном
порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии,
координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и
рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;

·    
в установленном порядке
запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления,
предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства;

·    
осуществлять другие полномочия,
предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Руководящие органы (см. Приложение №1):

Министерство возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. В
настоящее время им является Ворсин Е. М.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности в установленном порядке.

Министр руководит деятельностью Министерства и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство
задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра,
руководителями структурных подразделений Министерства; согласовывает
кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физической
культуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает 
структуру  и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства,
структуру и  численность подведомственных ему организаций и учреждений в
пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и
учреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерства
в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и
освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и
руководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает в
установленном порядке фонд на представительские цели.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в
Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),
заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и
подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается
Кабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь
приказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем и
членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председатель
проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики
Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в
Кабинет Министров Республики Беларусь.

Финансирование:

Центральный аппарат Министерства содержится за счет
средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного
аппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Областные советы по туризму отвечают за организацию
туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих
органов. Они обязаны утверждать туристические  и экскурсионные маршруты,
подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка
инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной  в подопечных
органах.

В Республике Беларусь действует система туристских
органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она
охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи
– создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное
занятие туризмом.

Руководит всей работой Министерства связанной с
туризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.

В настоящее время ведется большая массовая работа
среди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство
спорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработке
специальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы они
имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных
работ.

1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси

Национальная программа развития туризма Республики
Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определение
оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование
ресурсов развития белорусского туризма.

Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной
деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и
курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное
освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное
со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и
отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог,
инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в
природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение
допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных
природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия,
приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам
исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на
собственном опыте.

Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное
геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного
наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском
рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как
кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских
услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в
советский период.

Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же,
с учетом пройденного.

Предварительно потребовалось проделать многое. Так,
оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и
республике в целом, разработана классификация существующих типов
туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду
признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и
особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно
определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики
и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и
закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных
образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси,
формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По
принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные
системы туризма и отдыха.

В процессе исследований собраны данные о наличии и
состоянии туристско-рекреационных ресурсов.

Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси
достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные
и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах,
и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных
ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по
группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и
«эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации
различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно
благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными,
ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды
и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее
посетителей.

Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси
находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как
Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны,
Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и
замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и
разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные
постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не
имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным
историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая
застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль,
Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная
возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.

Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все
наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа
используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические
объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По
экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать
около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в
реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.

Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации
туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в
первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не
соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в
пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных
транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в
местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных
территорий.

При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно
учитываются рекреационные потребности различных групп населения.

Практически не применялся метод комплексной застройки
туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и
пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной
инфраструктуры.

Территории отдельных туристско-рекреационных
образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную
систему.

Отсутствует система контроля за состоянием природных
территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории
вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для
большинства которых не определены и по сей день.

Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов
на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.

Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в
крупных городах и на прилегающих к ним территориях.

И главное – отсутствует законодательная база,
определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием
курортно-рекреационных зон и территорий.

Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в
Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах,
которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и
комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники
архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные
фестивали, народные праздники и обряды.

В этой связи завершенная Схема предлагает опорный
каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют
основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: №
2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9
Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А
Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в
систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с
соседними странами и внутри страны: Южные регионы
России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава;
Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие
Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург;
Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск;
Белосток–Волковыск–Барановичи.

В этом каркасе выделяются центры национальной
туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные
поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов –
расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги,
объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь
сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий,
торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные
и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют
радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными
туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование
системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые
маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным
туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных
транспортных магистралей страны.

Приоритетными зонами развития туризма на национальном
уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская,
Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская,
Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и
Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками
их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или
на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных
коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался
устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено
этой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организации
туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает
следующие перманентные операции:

·    
оценку существующего туристского
рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз
туристско-рекреационных потоков;

·    
разработку предложений по
организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских
зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа
к ним;

·    
определение источников
инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих
развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения
которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных
компонентов эффективной системы туризма, а именно:

·    
индустрии туризма как
самостоятельной отрасли народного хозяйства;

·    
единой методики анализа рынка и
полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по
регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

·    
должного по международным
стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо
больших ценах за него;

·    
государственных и частных
инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности
отечественных и зарубежных инвесторов;

·    
единой системы научного и
рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и
внешнем рынках.

И это все при росте конкуренции на туристских рынках
сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

Важнейшие направления мероприятий, проведение которых
необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития
туризма на региональном уровне:

·    
реконструкция гостиничного
хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных
отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда
жилья и т.п.);

·    
расширение (модернизация) сферы
туристских услуг;

·    
стандартизация и сертификация
туристского продукта и туристских услуг;

·    
реорганизация системы учета и
контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории
туристов и приоритетных для развития видов туризма;

·    
организация рекламной кампании по
популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и
международный рынок), возможности проведения региональных и участия в
национальных туристских ярмарках и выставках;

·    
определение сельскохозяйственных и
фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных
хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

·    
подготовка региональных кадров для
туристской отрасли;

·    
разработка проектной и
научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции,
модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но
утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Глава II.

Событийный туризм, его разновидности и воплощения

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.

Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее
время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его
росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые
предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через
несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.

Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумевая
то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибают
руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многие
костёлы и церкви и т.д. Что показывать?

Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а
потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой
значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато
еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом
благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры.
В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С
приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули
территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000
году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника
зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников
мировой культуры ЮНЕСКО.

Спортивный и событийный туризм –
это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями
величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются
в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд
тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не
произойдет.

Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали,
концерты, спортивные и культурные мероприятия.

Беларусь, обладая богатым природным и культурным
потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном
туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос,
обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом
будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в
нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность
пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней;
уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск,
Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума
туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых
приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для
проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение
культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного
дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается
до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития
инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее
привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая
практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не
более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от
организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских
услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в
восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых
площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо
сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам),
а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь
туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и

Рис.1. Территориальное деление Республики Беларусь

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий