Содержание
Введение
1. Особенности системы
классификации гостиниц в России2. Порядок проведения
работ по классификации3. Требования к средствам
размещения различных категорийЗаключение
Список литературы
Приложение 1-3
Введение
Одним из
ключевых и актуальных вопросов развития российской гостиничной индустрии
является повышение постоянного качества предлагаемых гостиничных услуг и самого
продукта для достижения мировых стандартов. Одной из главнейших задач является
«развенчивание» понятия «сервис по-русски», так как в течение десятилетий
российский гостиничный сервис вызывал недоумение и является поводом для
анекдотов в мировом сообществе. Повышению репутации российской гостиничной
индустрии должна способствовать разработка единых стандартов и правил
обслуживания, соответствующих современным ожиданиям и требованиям потребителя
гостиничных услуг.До 2003 года
присвоение категории отелям по критериям, соответствующим международным
стандартам, в нашей стране не существовало. Гостиницы оценивались лишь на
соответствие некоторым техническим требованиям, без учета качества оказываемых
услуг. Поэтому на практике любая гостиница могла присвоить себе любую
категорию, что вводило в заблуждение и самих туристов, и туристские фирмы.
Впервые возможность получить категорию в виде нескольких звезд для российских
отелей появилась только в 1994 году с появлением Института сертификации
гостиничных предприятий.В настоящее
время в России действует Система классификации российских гостиниц, одобренная распоряжением
Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р. Новая система соответствует
западным стандартам и не противоречит Положению о Государственной системе
классификации, утвержденному приказом Минэкономразвития от 21 июня 2003 года.1.
Особенности системы классификации гостиниц в РоссииВ России до
1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об
отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям»,
утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 02.03.1979 года № 154. Данное
Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их
ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь
разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей
– на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров
предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.В 1994 году в
России были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц»,
«Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской
Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись
на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели – на четыре
категории – с присвоением от 1-ой до 4-х звезд. Принятые в России согласно
государственному стандарту требования «классности», в целом соответствовали
действующим мировым стандартам.До середины
2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ
и имеющие право по просьбе администрации или владельцев отелей проводить
сертификацию гостиниц.В начале 2003
года Государственная Дума РФ по предложению Министерства экономического
развития РФ внесла поправки в Федеральный Закон «Об основах туристской
деятельности в РФ» в части утверждения единой системы сертификации. При
определении новых критериев многое было взято из французской системы, которая
предусматривает строгое ранжирование услуг в зависимости от категории отеля.21 июня 2003
года Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации № 197 утверждено «Положение о государственной системе классификации
гостиниц и других средств размещения», в соответствии с которым все средства
размещения стали классифицироваться по пяти категориям: высшая категория – пять
звезд, низшая – одна звезда.Необходимо отметить,
что до 2003 года единая система гостиничной классификации отсутствовала как
таковая в России, и многие организации, которые не могли получить желаемые
звезды в одном месте, прибегали к услугам другого органа сертификации.
Естественно, что от всей этой суматохи и неразберихи страдал, прежде всего,
непосредственно потребитель гостиничных услуг, который просто не мог получить
те услуги, которые должны были соответствовать заявленной категории.Таким образом, была
начата работа по классификации и стандартизации гостиниц и других средств
размещения по единой государственной системе, однако этот процесс был вскоре
приостановлен в результате административной реформы.В настоящее
время нормативным документом, на основании которого осуществляется
классификация российских гостиниц, является распоряжение Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2005 года № 1004-р и приказ Федерального
агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении Системы
классификации гостиниц и других средств размещения».Документ устанавливает цели,
организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации
гостиниц и других средств размещения на категорию «пять звезд»,
«четыре звезды», «три звезды», «две звезды»,
«одна звезда».Основными целями Системы являются:
·
обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и
стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах
размещения услуг;·
гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств
размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской
организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;·
дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости
от ассортимента и качества предоставляемых услуг;·
оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и
другого средства размещения;·
обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что
категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами
классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных
документах, принятых в Системе;·
повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств
размещения;·
содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и
внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных
потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств
размещения [2].Государственная система
классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых
категорий.Основные типы средств
размещения:— гостиницы, мотели и
пр. с количеством номеров более 50;— гостиницы, мотели и
пр. с количеством номеров менее 50;— дома отдыха,
пансионаты и аналогичные средств размещения.Категории: пять звезд,
четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды
присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям,
пансионатам, домам отдыха и др.Устанавливаются
следующие категории номеров средства размещения:— высшая: сюит,
апартамент, люкс и студия;— первая, вторая,
третья, четвертая и пятая категории.Система классификации
гостиниц и других средств размещения соответствует международной системе
стандартов, и одобрена Всемирной Туристической Организацией. Система
добровольна и носит абсолютно открытый характер. Информация обо всех
гостиницах, прошедших аттестацию, размещается в Интернете на сайте Федерального
агентства по туризму РФ. Кроме того, гостиница, прошедшая сертификацию,
вносится во все справочники Ростуризма, которые распространяются как на
выставках, так и за рубежом.2. Порядок
проведения работ по классификацииПорядок
проведения работ по классификации приведен в главе VII Системы классификации
гостиниц и других средств размещения.Классификация гостиниц и других средств
размещения проводится в три этапа:первый
этап экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства
размещения категории;второй
этап аттестация гостиницы и другого средства размещения;третий
этап экспертный контроль классифицированных гостиниц и других
средств размещения.Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в
следующем порядке:— получение
от заявителя заявки на классификацию;— проведение
экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.Гостиница или
другое средство размещения подает заявку на классификацию в ЦОС (Центральный
орган Системы), к которой прилагается анкета, содержащая сведения о номерном
фонде и его структуре, для определения объемов работ и их стоимости и
оплачивает проведение экспертизы. Стоимость экспертной оценки зависит от ряда
факторов:— вместимости
гостиницы;— количества
звезд, на которые она претендует;— количества
корпусов и ряда других.Получив
заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение
работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы
и другого средства размещения категории органу по классификации, который
формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия
гостиницы и другого средства размещения.Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в
себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его
номерного фонда.Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий и
его номерного фонда проводится в три этапа:первый
этап проводится предварительная экспертная оценка соответствия
гостиницы или другого средства размещения (и его номерного фонда) установленным
требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется
протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения (и его номерного
фонда) одной из категорий;второй этап проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения
(и его номерного фонда) по критериям, соответствующим установленным
требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается
суммарное количество баллов;третий этап на
основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка
соответствия гостиницы и другого средства размещения (и его номерного фонда)
определенной категории.После оплаты в
гостиницу приезжает экспертная комиссия, которая во время проверки осматривает
все номера и помещения отеля, а также оценивает наличие необходимого оснащения,
оборудования и его состояния (в баллах).К работе
экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма,
представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере
туризма.Каждый член
комиссии должен быть аттестованным в системе классификации экспертом. Для этого
ему необходимо иметь стаж работы на руководящей должности в отрасли или
экспертом в области сертификации услуг средств размещения не менее четырех лет,
либо опыт преподавательской деятельности в сфере услуг гостеприимства. Кроме
того, он должен пройти обучение в Центральном органе Системы и четыре
стажировки в качестве эксперта-стажера под руководством аттестованного
эксперта.Эксперт на
месте снимает «картину» объекта и выставляет отелю необходимые баллы. Делает он
это в присутствии директора гостиницы или его представителя. Эксперты работаю
во всех регионах России. Как правило, для присвоения отелю, например,
трехзвездной категории на объекте должны находиться два эксперта. Для вынесения
объективной оценки и защиты от местного давления желательно, чтобы один из них
был представителем другого региона. Для классификации гостиниц более высокого
уровня необходима расширенная комиссия, в том числе включающая экспертов ЦОС.Экспертная
комиссия после завершения работы на месте подписывает протоколы оценки
соответствия объекта. При этом свою подпись ставит и директор гостиницы или его
представитель в подтверждение достоверности вынесенной оценки. Протоколы печатаются
в 3-х экземплярах. Один экземпляр протоколов остается у руководства гостиницы. Все
документы передаются в Центральный орган Системы для представления на
рассмотрение Аттестационной комиссии.После
принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому
средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается
председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в
реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении
не позднее 30 дней со дня принятия решения. В ЦОС остается один экземпляр акта
с протоколами. Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.В случае
принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с
обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней
со дня принятия решения Аттестационной комиссией.Экспертный
контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется
в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата
категории. Организация проведения проверок осуществляется органами по
классификации.Проверки
могут быть двух видов:очередные
проверки;внеочередные
проверки.Процедура
проведения очередных экспертных проверок определяется Аттестационной комиссией
при принятии решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения.При
проведении проверки эксперты проверяют устранение несоответствий, выявленных в
ходе предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче/подтверждении
действия сертификата категории, а также фиксируют несоответствия, возникшие за
истекший период. По результатам проверки орган по классификации составляет акт
экспертной проверки и направляет его в ЦОС для представления в Аттестационную
комиссию, которая принимает решение о подтверждении сертификата категории.
Решение передается в ЦОС для регистрации и направления заявителю с уведомлением
о вручении.Внеочередные
проверки осуществляются по предписанию ЦОС в следующих случаях:— наличие
информации о претензиях к гостинице и другому средству размещения, имеющему
сертификат категории, поступившей в Федеральный орган исполнительной власти в
сфере туризма, в ЦОС или органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов
Российской Федерации;— существенные
изменения в технологии оказания услуг, в организационной структуре и кадровом
составе гостиницы и другого средства размещения, которые могут повлиять на
качество оказываемых услуг.При
отрицательных результатах инспекционной проверки Аттестационная комиссия вправе
принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории.
Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.По окончании
срока действия сертификата категории повторная классификация проводится в
порядке, установленном в главе VII Системы [2].3. Требования
к средствам размещения различных категорийТребования к
гостиницам и другим средствам размещения различных категорий отражены в
приложении 1 и таблице 1 Системы классификации.В
соответствии с этим средства размещения определенной категории должны
соответствовать:1. Гостиницы,
мотели и прочие с количеством номеров более 50:— требованиям в соответствии с
таблицей 1 Системы (приложение 1);— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 2 Системы (приложение 2) с
учетом следующего суммарного количества баллов:
· для категории |
— | «пять звезд» | — | 120 баллов |
· для категории |
— | «четыре звезды» | — | 100 баллов |
· для категории |
— | «три звезды» | — | 80 баллов |
· для категории |
— | «две звезды» | — | 50 баллов |
· для категории |
— | «одна звезда» | — | 20 баллов |
2. Гостиницы, мотели и прочие с количеством номеров менее 50:
— требованиям в соответствии с таблицей
1 Системы (приложение 1);
— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 3 Системы (приложение 3) с
учетом следующего суммарного количества баллов:
· для категории |
— | «пять звезд» | — | 70 баллов |
· для категории |
— | «четыре звезды» | — | 60 баллов |
· для категории |
— | «три звезды» | — | 45 баллов |
· для категории |
— | «две звезды» | — | 35 баллов |
· для категории |
— | «одна звезда» | — | 18 баллов |
3. Дома
отдыха, пансионаты и аналогичные средства размещения:
— требованиям в соответствии с таблицей
1 Системы (приложение 1);
— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 4 Системы (приложение 4) с
учетом следующего суммарного количества баллов:
· для категории |
— | «пять звезд» | — | 135 баллов |
· для категории |
— | «четыре звезды» | — | 115 баллов |
· для категории |
— | «три звезды» | — | 95 баллов |
· для категории |
— | «две звезды» | — | 60 баллов |
· для категории |
— | «одна звезда» | — | 30 баллов |
Допускается уменьшение требуемого количества баллов на 10%.
Если средство размещения по суммарному количеству
баллов не соответствует категории, установленной при предварительной оценке (1
этап), то принимаются следующие решения:
— в случае если суммарное количество баллов ниже
значений, установленных для данной категории, то средству размещения
присваивается более низкая категория по отношению к предварительной оценке;
— в случае если суммарное количество баллов выше
значений, установленных для данной категории, то средству размещения
присваивается категория, соответствующая предварительной оценке.
В новой
Системе классификации содержаться требования, предъявляемые к гостиницам и
другим средствам размещения, которые получили свое дальнейшее развитие и
уточнение с учетом опыта, накопленного за время действия предыдущей
государственной системы. В частности, уточнены требования, предъявляемые к
средствам размещения с номерным фондом до 50 номеров, поскольку малые отели и
другие гостиничные объекты небольшой вместимости не в состоянии обеспечить
предоставление широкого спектра услуг, уточнены также требования, предъявляемые
к молодежным гостиницам. Отдельно разработаны требования и критерии балльной
оценки для домов отдыха, пансионатов и средств размещения с оказанием услуг
оздоровительного характера.
Кроме того,
по сравнению с ранее действовавшими системами сертификации изменились
требования, необходимые для присвоения гостинице той или иной категории. Значительные
перемены претерпели требований к номерному фонду. Введены новые параметры
оценки холлов гостиниц. Теперь они касаются как площади, мебели, так и
оказываемых услуг (в частности, организации подачи напитков, наличия службы
поиска проживающих и пр.). В классификации оговорены не только размер номера,
организация питания, но и требования к паркингу, наличию лифта, бассейна,
парикмахерской и т.п. На присвоение звездности влияет как состояние, так и
оборудование номеров. Введена трехбалльная система оценки (отлично, хорошо,
удовлетворительно) качества оборудования в номере. Эксперты оценивают все:
напольные покрытия, стены, занавески, освещение, мебель, сантехническое
оборудование, краны и т.п. [4, стр. 72].
Заключение
Действующая в
настоящее время Система классификации гостиниц и других средств размещения
является важным шагом на пути улучшения качества обслуживания в российских
гостиницах.
Как и любому
другому предприятию, гостинице приходится заботиться о повышении эффективности
своей деятельности. Чтобы удержаться на плаву и увеличить приток клиентов в
условиях рыночной экономики, необходимо повышать качество обслуживания и
постоянно расширять перечень услуг. Каждая гостиница должна стремиться к
присвоению ей более высокой категории, которая подтверждена государственной
системой. Обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория
средства размещения подтверждена Системой классификации, одобренной
Распоряжением Правительства, повышает его конкурентоспособность, а
следовательно, ведет к увеличению его загрузки и доходов.
Система классификации гостиниц и других
средств размещения это единственная подобная система в нашей стране,
одобренная государством. Она разработана с учётом положений Федерального Закона
«Об основах туристской деятельности в РФ» и Закона «О защите
прав потребителей», рекомендаций ВТО и существующей зарубежной практики.
Соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества
предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг поможет
потребителю правильно выбрать гостиницу, а также обеспечит его достоверной информацией
о её статусе. Классификация гостиниц и других средств размещения позволяет
оценивать их соответствие как техническим требованиям (по состоянию
материально-технической базы), так и качественным характеристикам обслуживания.
В конечном счёте, цель системы это повышение конкурентоспособности гостиниц,
увеличение туристского потока и, следовательно, доходов от въездного и
внутреннего туризма.
Список литературы
1.
Федеральный
Закон РФ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»
(с изменениями от 05.02.2007 года);
2.
Приказ
Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 г. № 86 «Система классификации
гостиниц и других средств размещения».
3.
Бондаренко
Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Г.А. Бондаренко. М.:
Новое знание, 2006. 365 с.- (Экономическое образование).
4.
Волов
А.Б., Захаров А.В. и др. Информационно-аналитические материалы «Строим отель –
стандарты, рекомендации, опыт», 2005 г. – 128 с.
5.
Зайцева
Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2007. 368 с. – (Профессиональное образование).
Приложение 1
Критерии балльной оценки гостиниц и других
средств размещения различных категорий с количеством номеров более 50
№ п/п |
ТРЕБОВАНИЕ |
Кол-во Баллов |
1 |
2 |
3 |
1 | Здания и общественные помещения | |
1.1 | Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения |
6 |
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения |
4 | |
1.2 |
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни): — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.3 | Наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно для персонала и доставки багажа |
2 |
1.4 |
Наличие гостевых лифтов: 2 лифта и более 1 лифт |
5 3 |
1.5 | Наличие гостиных (салонов) | 2 |
1.6 | Наличие этажей (номеров) для некурящих | 2 |
1.7 | Наличие отдельного входа с улицы в ресторан, кафе или бар | 3 |
1.8 | Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования |
|
1.8.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.8.2 |
Стены: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.8.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.8.4 |
Освещение: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.8.5 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
1.9 |
Площадь, занятая ресторанами, м2 не менее: 1,8 на 1 проживающего 1,6 на 1 проживающего 1,2 на 1 проживающего (допускается уменьшение данного показателя на 20% в случае |
3 2 1 |
1.10 |
Площадь, занятая барами, м2 не менее: 1,8 на 1 проживающего 1,3 на 1 проживающего 0,39 на 1 проживающего |
3 2 1 |
2 |
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров) |
|
2.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.2 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.4 |
Постельные принадлежности: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
3 | Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров) |
2 |
4 | Качество, состояние оборудования ванных комнат | |
4.1 |
Стены, пол: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
4.2 |
Сантехническое оборудование: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
4.3 |
Краны: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
4.4 | Наличие табурета или стульчика в ванной комнате | 2 |
4.5 | Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении |
2 |
4.6 | Подогрев пола в ванной комнате | 3 |
4.7 | Наличие банной простыни (махрового халата) | 2 |
4.8 |
Состояние покрытия стен в ванной комнате: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
4.9 | Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате) | 2 |
4.10 | Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров | 1 |
5 |
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью |
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов |
6 | Телекс или электронная почта | 2 |
7 | Телефакс | 2 |
8 |
Транспортное обслуживание: доставка проживающих и багажа |
6 |
9 | Дополнительные услуги | |
9.1 | Наличие парикмахерской (косметического салона) | 2 |
9.2 | Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания | по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов |
9.3 | Наличие ресторана национальной кухни или специализированного ресторана с фирменными блюдами |
5 |
9.4 |
Время работы предприятий питания не менее: 14 часов в сутки 12 часов в сутки 8 часов в сутки |
6 4 2 |
9.5 |
Время работы баров не менее: 14 часов в сутки 12 часов в сутки 8 часов в сутки |
8 6 2 |
9.6 | Наличие постоянных или временных торговых точек | по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов |
9.7 | Наличие казино | 1 |
9.8 |
Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки (кроме 50% от количества мест в средстве размещения в закрытом или 50% от количества мест в средстве размещения в паркинге на 30% от количества мест в средстве размещения |
6 4 2 |
9.9 |
Наличие проката: — автотранспорта — курортно-бытовых товаров и инвентаря |
1 1 |
9.10 |
Наличие комнаты площадью не менее 30 м2 с естественным освещением для детских игр: — под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов — без наблюдения квалифицированного персонала |
3 2 |
9.11 | Наличие сервиса для инвалидов | 10 |
9.12 | Наличие прочих услуг (аттракционы, зал игровых автоматов, читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика, обмен валюты и другие) |
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов |
9.13 |
Наличие зала для фитнеса площадью не менее 30 м2 с не менее 6-ью гимнастическими снарядами или тренажерами |
2 |
9.14 | Наличие теннисного корта/4-х стенного корта для сквоша 7 м х 10 м | 2 |
9.15 |
Наличие плавательного бассейна с площадью водной поверхности м2: — не менее 80 — не менее 60 — не менее 35 — менее 35 |
6 4 2 1 |
9.16 |
Наличие сауны: — на 6 и более человек — менее 6 человек |
2 1 |
Приложение 2
Критерии балльной оценки гостиниц и других
средств размещения различных категорий с количеством номеров менее 50
№/№ п/п |
ТРЕБОВАНИЕ |
Кол-во баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки |
|
— первая линия — вторая линия — третья линия |
3 2 1 |
|
2 | Здания и общественные помещения | |
2.1 | Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения |
6 |
Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения |
4 | |
2.2 |
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни): — отличные — хорошие — удовлетворительные |
3 2 1 |
2.3 | Наличие гостевых лифтов | 3 |
2.4 | Наличие гостиных (салонов) | 2 |
2.5 | Наличие этажей (номеров) для некурящих | 2 |
2.6 | Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования |
|
2.6.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.6.2 |
Стены: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.6.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.6.4 |
Освещение: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
2.6.5 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
3 |
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров) |
|
3.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
3.2 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
3.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
3.4 |
Постельные принадлежности: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
4 | Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров) |
2 |
5 | Качество, состояние оборудования ванных комнат | |
5.1 |
Стены, пол: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
5.2 |
Сантехническое оборудование: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
5.3 |
Краны: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
5.4 | Наличие табурета или стульчика в ванной комнате | 2 |
5.5 | Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении |
2 |
5.6 | Подогрев пола в ванной комнате | 3 |
5.7 | Наличие банной простыни (махрового халата) | 2 |
5.8 |
Состояние покрытия стен в ванной комнате: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
5.9 | Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате) | 2 |
5.10 | Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров | 1 |
6 |
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью |
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов |
7 | Телекс или электронная почта | 2 |
8 | Телефакс | 2 |
9 |
Транспортное обслуживание: доставка проживающих и багажа |
6 |
10 | Дополнительные услуги | |
10.1 |
Время работы предприятий питания не менее: 14 часов в сутки 12 часов в сутки 8 часов в сутки |
6 4 2 |
10.2 |
Время работы баров не менее: 14 часов в сутки 12 часов в сутки 8 часов в сутки |
8 6 2 |
10.3 | Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки | 2 |
10.4 | Наличие сервиса для инвалидов | 10 |
10.5 | Наличие прочих услуг (игровые автоматы, читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика) |
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов |
10.6 |
Наличие сауны: — на 6 и более человек — менее 6 человек |
2 1 |
10.7 |
Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2: — не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80) — не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60) — не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35) — менее 35 |
6 4 2 1 |
10.8 |
Наличие открытого плавательного бассейна21 с — не менее 80 — не менее 60 — не менее 35 — менее 35 |
6 4 2 1 |
10.9 |
Наличие открытого плавательного бассейна21 с — не менее 80 — не менее 60 — не менее 35 — менее 35 |
4 3 2 1 |
Приложение 3
Критерии балльной оценки домов отдыха,
пансионатов и других аналогичных средств размещения
№/№ п/п |
ТРЕБОВАНИЕ |
Кол-во баллов |
1 |
2 |
3 |
1 | Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки или естественного водоема: |
|
— первая линия — вторая линия — третья линия |
3 2 1 |
|
2 |
Площадь территории (включая площадь застройки) в расчете на — более 200 — от 100 до 200 — от 50 до 100 |
3 2 1 |
3 |
Наличие парковой/лесопарковой зоны площадью: — более 10 га — не менее 2 га — менее 1 га |
3 2 1 |
4 |
Состояние паркового/лесопаркового хозяйства (деревьев, — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
5 | Расположение сооружений для развлечений и фитнеса на открытом воздухе в местах, наиболее удаленных от прилегающих улиц, зданий и технических зон средства размещения |
2 |
6 |
Состояние навесов, беседок: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
7 | Здания и общественные помещения | |
7.1 | Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником федерального значения |
6 |
7.2 | Расположение средства размещения в здании, являющемся историко-архитектурным памятником местного значения |
4 |
7.3 | Расположение средства размещения на территории историко-архитектурных памятников, религиозно-культовых объектов, заповедников, географических достопримечательностей |
3 |
7.4 | Наличие стилизованных средств размещения (замок, изба, юрта, плавсредство и др.) |
1 |
7.5 |
Наличие балконов или лоджий: — в 100% номеров — в 50% номеров |
2 1 |
7.6 |
Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни): — отличные — хорошие — удовлетворительные |
3 2 1 |
7.7 | Наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно для персонала и доставки багажа |
2 |
7.8 |
Наличие гостевых лифтов: 2 лифта и более 1 лифт |
5 3 |
7.9 | Наличие гостиных (салонов) | 2 |
7.10 | Наличие этажей (номеров) для некурящих | 2 |
8 | Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других общественных помещений и их оборудования |
|
8.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
8.2 |
Стены: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
8.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
8.4 |
Освещение: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
8.5 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
9 |
Качество и состояние оборудования номерного фонда (в 100% номеров) |
|
9.1 |
Напольное покрытие: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
9.2 |
Мебель: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
9.3 |
Занавеси: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
9.4 |
Постельные принадлежности: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
10 | Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона, видеокассет в 100% номеров) |
2 |
11 | Качество, состояние оборудования ванных комнат | |
11.1 |
Стены, пол: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
11.2 |
Сантехническое оборудование: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
11.3 |
Краны: — отличное — хорошее — удовлетворительное |
3 2 1 |
11.4 | Наличие табурета или стульчика в ванной комнате | 2 |
11.5 | Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от падения при скольжении |
2 |
11.6 | Подогрев пола в ванной комнате | 3 |
11.7 | Наличие банной простыни (махрового халата) | 2 |
11.8 | Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров | 1 |
12 |
Телефонная кабина (телефонный автомат) с междугородной связью |
по 1 баллу за кабину, но не более 4-х баллов |
13 | Услуги связи: телефон, почта, телеграф, телефакс, электронная почта |
1 |
14 |
Транспортное обслуживание: доставка проживающих и багажа |
6 |
15 | Услуги питания | |
15.1 | Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания | по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов |
15.2 |
Обслуживание: — «шведский стол» — «а ля карт» — выбор меню при полном пансионе и полупансионе во время обеда — меню из четырех блюд – выбор как минимум из трех основных — меню из четырех блюд – выбор как минимум из двух основных блюд |
5 4 3 2 |
15.3 |
Напитки: — обслуживание напитками на этаже не менее 16 часов в сутки или — обслуживание напитками на территории пансионата, дома отдыха и · · — автомат для напитков или круглосуточная продажа напитков на |
6 6 4 6 |
16 | Дополнительные услуги | |
16.1 16.2 |
Наличие парикмахерской (косметического салона) Наличие постоянных или временных торговых точек |
2 по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов |
16.3 | Обеспечение специализированного отдыха (охота, рыбалка и др.) | по одному баллу за каждый вид, но не более 4 баллов |
16.4 |
Наличие: — закрытого теннисного корта/четырехстенного корта для сквоша размером не менее 7х10 м. — площадок для тенниса, гольфа, футбола и пр. |
2 по одному баллу за каждую площадку, но не более 6 баллов |
16.5 | Наличие терренкура (пешеходного маршрута с разметкой расстояния) | 1 |
16.6 | Наличие велосипедной дорожки для велопрогулок | 2 |
16.7 |
Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2: — не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80) — не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60) — не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35) — менее 35 |
6 4 2 1 |
16.8 |
Наличие открытого плавательного бассейна с подогреваемой водой — не менее 80 — не менее 60 — не менее 35 — менее 35 |
6 4 2 1 |
16.9 |
Наличие открытого плавательного бассейна с неподогреваемой водой — не менее 80 — не менее 60 — не менее 35 — менее 35 |
4 3 2 1 |
16.10 | Наличие проката: автотранспорта, водного и водомоторного транспорта, катамаранов, аквалангов; животных (лошади, верблюды, собачьи упряжки); курортно-бытовых товаров и инвентаря и пр. |
1 |
16.11 |
Наличие комнаты для детских игр площадью не менее 30 м2 с естественным освещением: — под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов — без наблюдения квалифицированного персонала |
3 2 |
16.12 |
Наличие детской игровой площадки: — под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов — без наблюдения квалифицированного персонала |
2 1 |
16.13 | Наличие прочих услуг (аттракционы, зал игровых автоматов, читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика, обмен валюты и др.) |
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов |
16.14 |
Наличие зала для фитнеса, площадью не менее 30 м2 с не менее 6-тью гимнастическими снарядами или тренажерами |
2 |
16.15 |
Наличие сауны: — на 6 и более человек — менее 6 человек |
2 1 |
16.16 | Общий/косметический массаж | 1 |
17 | Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки | 1 |
18 | Наличие сервиса для инвалидов | 10 |
19 | Оздоровительные услуги | |
19.1 | Наличие оздоровительных процедур: | по одному баллу за каждый вид лечения, но не более 6 баллов |
19.2 | Наличие природных факторов для оказания оздоровительных услуг | 1 |
19.3 | Наличие современного оборудования для оздоровительных процедур (не менее 40% от общего кол-ва оборудования с датой изготовления не более пятилетней давности) |
6 |
19.4 | Наличие кабинетов бальнеогрязевых процедур | по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов |
19.5 | Наличие кабинетов процедур талассотерапии | по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов |
19.6 | Наличие кабинетов прочих оздоровительных процедур | по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов |
19.7 | Квалифицированная медицинская помощь (консультации) врача специалиста |
2 |