Система классификации гостиниц в России

Дата: 13.02.2016

		

Содержание

Введение

1. Особенности системы
классификации гостиниц в России

2. Порядок проведения
работ по классификации

3. Требования к средствам
размещения различных категорий

Заключение

Список литературы

Приложение 1-3

Введение

Одним из
ключевых и актуальных вопросов развития российской гостиничной индустрии
является повышение постоянного качества предлагаемых гостиничных услуг и самого
продукта для достижения мировых стандартов. Одной из главнейших задач является
«развенчивание» понятия «сервис по-русски», так как в течение десятилетий
российский гостиничный сервис вызывал недоумение и является поводом для
анекдотов в мировом сообществе. Повышению репутации российской гостиничной
индустрии должна способствовать разработка единых стандартов и правил
обслуживания, соответствующих современным ожиданиям и требованиям потребителя
гостиничных услуг.

До 2003 года
присвоение категории отелям по критериям, соответствующим международным
стандартам, в нашей стране не существовало. Гостиницы оценивались лишь на
соответствие некоторым техническим требованиям, без учета качества оказываемых
услуг. Поэтому на практике любая гостиница могла присвоить себе любую
категорию, что вводило в заблуждение и самих туристов, и туристские фирмы.
Впервые возможность получить категорию в виде нескольких звезд для российских
отелей появилась только в 1994 году с появлением Института сертификации
гостиничных предприятий.

В настоящее
время в России действует Система классификации российских гостиниц, одобренная распоряжением
Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р. Новая система соответствует
западным стандартам и не противоречит Положению о Государственной системе
классификации, утвержденному приказом Минэкономразвития от 21 июня 2003 года.

1.
Особенности системы классификации гостиниц в России

В России до
1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об
отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям»,
утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 02.03.1979 года № 154. Данное
Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их
ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь
разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей
– на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров
предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.

В 1994 году в
России были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц»,
«Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской
Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись
на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели – на четыре
категории – с присвоением от 1-ой до 4-х звезд. Принятые в России согласно
государственному стандарту требования «классности», в целом соответствовали
действующим мировым стандартам.

До середины
2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ
и имеющие право по просьбе администрации или владельцев отелей проводить
сертификацию гостиниц.

В начале 2003
года Государственная Дума РФ по предложению Министерства экономического
развития РФ внесла поправки в Федеральный Закон «Об основах туристской
деятельности в РФ» в части утверждения единой системы сертификации. При
определении новых критериев многое было взято из французской системы, которая
предусматривает строгое ранжирование услуг в зависимости от категории отеля.

21 июня 2003
года Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации № 197 утверждено «Положение о государственной системе классификации
гостиниц и других средств размещения», в соответствии с которым все средства
размещения стали классифицироваться по пяти категориям: высшая категория – пять
звезд, низшая – одна звезда.

Необходимо отметить,
что до 2003 года единая система гостиничной классификации отсутствовала как
таковая в России, и многие организации, которые не могли получить желаемые
звезды в одном месте, прибегали к услугам другого органа сертификации.
Естественно, что от всей этой суматохи и неразберихи страдал, прежде всего,
непосредственно потребитель гостиничных услуг, который просто не мог получить
те услуги, которые должны были соответствовать заявленной категории.

Таким образом, была
начата работа по классификации и стандартизации гостиниц и других средств
размещения по единой государственной системе, однако этот процесс был вскоре
приостановлен в результате административной реформы.

В настоящее
время нормативным документом, на основании которого осуществляется
классификация российских гостиниц, является распоряжение Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2005 года № 1004-р и приказ Федерального
агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении Системы
классификации гостиниц и других средств размещения».

Документ устанавливает цели,
организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации
гостиниц и других средств размещения на категорию «пять звезд»,
«четыре звезды», «три звезды», «две звезды»,
«одна звезда».

Основными целями Системы являются:

·         
обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и
стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах
размещения услуг;

·         
гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств
размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской
организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;

·         
дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости
от ассортимента и качества предоставляемых услуг;

·         
оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и
другого средства размещения;

·         
обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что
категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами
классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных
документах, принятых в Системе;

·         
повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств
размещения;

·         
содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и
внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных
потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств
размещения [2].

Государственная система
классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых
категорий.

Основные типы средств
размещения:

— гостиницы, мотели и
пр. с количеством номеров более 50;

— гостиницы, мотели и
пр. с количеством номеров менее 50;

— дома отдыха,
пансионаты и аналогичные средств размещения.

Категории: пять звезд,
четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды
присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям,
пансионатам, домам отдыха и др.

Устанавливаются
следующие категории номеров средства размещения:

— высшая: сюит,
апартамент, люкс и студия;

— первая, вторая,
третья, четвертая и пятая категории.

Система классификации
гостиниц и других средств размещения соответствует международной системе
стандартов, и одобрена Всемирной Туристической Организацией. Система
добровольна и носит абсолютно открытый характер. Информация обо всех
гостиницах, прошедших аттестацию, размещается в Интернете на сайте Федерального
агентства по туризму РФ. Кроме того, гостиница, прошедшая сертификацию,
вносится во все справочники Ростуризма, которые распространяются как на
выставках, так и за рубежом.

2. Порядок
проведения работ по классификации

Порядок
проведения работ по классификации приведен в главе VII Системы классификации
гостиниц и других средств размещения.

Классификация гостиниц и других средств
размещения проводится в три этапа:

первый
этап — экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства
размещения категории;

второй
этап — аттестация гостиницы и другого средства размещения;

третий
этап — экспертный контроль классифицированных гостиниц и других
средств размещения.

Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в
следующем порядке:

— получение
от заявителя заявки на классификацию;

— проведение
экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.

Гостиница или
другое средство размещения подает заявку на классификацию в ЦОС (Центральный
орган Системы), к которой прилагается анкета, содержащая сведения о номерном
фонде и его структуре, для определения объемов работ и их стоимости и
оплачивает проведение экспертизы. Стоимость экспертной оценки зависит от ряда
факторов:

— вместимости
гостиницы;

— количества
звезд, на которые она претендует;

— количества
корпусов и ряда других.

Получив
заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение
работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы
и другого средства размещения категории органу по классификации, который
формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия
гостиницы и другого средства размещения.

Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в
себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его
номерного фонда.

Экспертная
оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий и
его номерного фонда проводится в три этапа:

первый
этап — проводится предварительная экспертная оценка соответствия
гостиницы или другого средства размещения (и его номерного фонда) установленным
требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется
протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения (и его номерного
фонда) одной из категорий;

второй этап — проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения
(и его номерного фонда) по критериям, соответствующим установленным
требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается
суммарное количество баллов;

третий этап — на
основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка
соответствия гостиницы и другого средства размещения (и его номерного фонда)
определенной категории.

После оплаты в
гостиницу приезжает экспертная комиссия, которая во время проверки осматривает
все номера и помещения отеля, а также оценивает наличие необходимого оснащения,
оборудования и его состояния (в баллах).

К работе
экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма,
представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере
туризма.

Каждый член
комиссии должен быть аттестованным в системе классификации экспертом. Для этого
ему необходимо иметь стаж работы на руководящей должности в отрасли или
экспертом в области сертификации услуг средств размещения не менее четырех лет,
либо опыт преподавательской деятельности в сфере услуг гостеприимства. Кроме
того, он должен пройти обучение в Центральном органе Системы и четыре
стажировки в качестве эксперта-стажера под руководством аттестованного
эксперта.

Эксперт на
месте снимает «картину» объекта и выставляет отелю необходимые баллы. Делает он
это в присутствии директора гостиницы или его представителя. Эксперты работаю
во всех регионах России. Как правило, для присвоения отелю, например,
трехзвездной категории на объекте должны находиться два эксперта. Для вынесения
объективной оценки и защиты от местного давления желательно, чтобы один из них
был представителем другого региона. Для классификации гостиниц более высокого
уровня необходима расширенная комиссия, в том числе включающая экспертов ЦОС.

Экспертная
комиссия после завершения работы на месте подписывает протоколы оценки
соответствия объекта. При этом свою подпись ставит и директор гостиницы или его
представитель в подтверждение достоверности вынесенной оценки. Протоколы печатаются
в 3-х экземплярах. Один экземпляр протоколов остается у руководства гостиницы. Все
документы передаются в Центральный орган Системы для представления на
рассмотрение Аттестационной комиссии.

После
принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому
средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается
председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в
реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении
не позднее 30 дней со дня принятия решения. В ЦОС остается один экземпляр акта
с протоколами. Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.

В случае
принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с
обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней
со дня принятия решения Аттестационной комиссией.

Экспертный
контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется
в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата
категории. Организация проведения проверок осуществляется органами по
классификации.

Проверки
могут быть двух видов:

очередные
проверки;

внеочередные
проверки.

Процедура
проведения очередных экспертных проверок определяется Аттестационной комиссией
при принятии решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения.

При
проведении проверки эксперты проверяют устранение несоответствий, выявленных в
ходе предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче/подтверждении
действия сертификата категории, а также фиксируют несоответствия, возникшие за
истекший период. По результатам проверки орган по классификации составляет акт
экспертной проверки и направляет его в ЦОС для представления в Аттестационную
комиссию, которая принимает решение о подтверждении сертификата категории.
Решение передается в ЦОС для регистрации и направления заявителю с уведомлением
о вручении.

Внеочередные
проверки осуществляются по предписанию ЦОС в следующих случаях:

— наличие
информации о претензиях к гостинице и другому средству размещения, имеющему
сертификат категории, поступившей в Федеральный орган исполнительной власти в
сфере туризма, в ЦОС или органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов
Российской Федерации;

— существенные
изменения в технологии оказания услуг, в организационной структуре и кадровом
составе гостиницы и другого средства размещения, которые могут повлиять на
качество оказываемых услуг.

При
отрицательных результатах инспекционной проверки Аттестационная комиссия вправе
принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории.
Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.

По окончании
срока действия сертификата категории повторная классификация проводится в
порядке, установленном в главе VII Системы [2].

3. Требования
к средствам размещения различных категорий

Требования к
гостиницам и другим средствам размещения различных категорий отражены в
приложении 1 и таблице 1 Системы классификации.

В
соответствии с этим средства размещения определенной категории должны
соответствовать:

1. Гостиницы,
мотели и прочие с количеством номеров более 50:

— требованиям в соответствии с
таблицей 1 Системы (приложение 1);

— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 2 Системы (приложение 2) с
учетом следующего суммарного количества баллов:

·             
 для
категории
«пять звезд» 120 баллов
·             
для категории
«четыре звезды» 100 баллов
·             
для категории
«три звезды» 80 баллов
·             
для категории
«две звезды» 50 баллов
·             
для
категории
«одна звезда» 20 баллов

2. Гостиницы, мотели и прочие с количеством номеров менее 50:

требованиям в соответствии с таблицей
1 Системы (приложение 1);

— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 3 Системы (приложение 3) с
учетом следующего суммарного количества баллов:

·             
для
категории
«пять звезд» 70 баллов
·             
для категории
«четыре звезды» 60 баллов
·             
для категории
«три звезды» 45 баллов
·             
для категории
«две звезды» 35 баллов
·             
для
категории
«одна звезда» 18 баллов

3. Дома
отдыха, пансионаты и аналогичные средства размещения:

требованиям в соответствии с таблицей
1 Системы (приложение 1);

— критериям
балльной оценки в соответствии с таблицей 4 Системы (приложение 4) с
учетом следующего суммарного количества баллов:

·             
для
категории
«пять звезд» 135 баллов
·             
для категории
«четыре звезды» 115 баллов
·             
для категории
«три звезды» 95 баллов
·             
для категории
«две звезды» 60 баллов
·             
для
категории
«одна звезда» 30 баллов

Допускается уменьшение требуемого количества баллов на 10%.

Если средство размещения по суммарному количеству
баллов не соответствует категории, установленной при предварительной оценке (1
этап), то принимаются следующие решения:

— в случае если суммарное количество баллов ниже
значений, установленных для данной категории, то средству размещения
присваивается более низкая категория по отношению к предварительной оценке;

— в случае если суммарное количество баллов выше
значений, установленных для данной категории, то средству размещения
присваивается категория, соответствующая предварительной оценке.

В новой
Системе классификации содержаться требования, предъявляемые к гостиницам и
другим средствам размещения, которые получили свое дальнейшее развитие и
уточнение с учетом опыта, накопленного за время действия предыдущей
государственной системы. В частности, уточнены требования, предъявляемые к
средствам размещения с номерным фондом до 50 номеров, поскольку малые отели и
другие гостиничные объекты небольшой вместимости не в состоянии обеспечить
предоставление широкого спектра услуг, уточнены также требования, предъявляемые
к молодежным гостиницам. Отдельно разработаны требования и критерии балльной
оценки для домов отдыха, пансионатов и средств размещения с оказанием услуг
оздоровительного характера.

Кроме того,
по сравнению с ранее действовавшими системами сертификации изменились
требования, необходимые для присвоения гостинице той или иной категории. Значительные
перемены претерпели требований к номерному фонду. Введены новые параметры
оценки холлов гостиниц. Теперь они касаются как площади, мебели, так и
оказываемых услуг (в частности, организации подачи напитков, наличия службы
поиска проживающих и пр.). В классификации оговорены не только размер номера,
организация питания, но и требования к паркингу, наличию лифта, бассейна,
парикмахерской и т.п. На присвоение звездности влияет как состояние, так и
оборудование номеров. Введена трехбалльная система оценки (отлично, хорошо,
удовлетворительно) качества оборудования в номере. Эксперты оценивают все:
напольные покрытия, стены, занавески, освещение, мебель, сантехническое
оборудование, краны и т.п. [4, стр. 72].

Заключение

Действующая в
настоящее время Система классификации гостиниц и других средств размещения
является важным шагом на пути улучшения качества обслуживания в российских
гостиницах.

Как и любому
другому предприятию, гостинице приходится заботиться о повышении эффективности
своей деятельности. Чтобы удержаться на плаву и увеличить приток клиентов в
условиях рыночной экономики, необходимо повышать качество обслуживания и
постоянно расширять перечень услуг. Каждая гостиница должна стремиться к
присвоению ей более высокой категории, которая подтверждена государственной
системой. Обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория
средства размещения подтверждена Системой классификации, одобренной
Распоряжением Правительства, повышает его конкурентоспособность, а
следовательно, ведет к увеличению его загрузки и доходов.

Система классификации гостиниц и других
средств размещения — это единственная подобная система в нашей стране,
одобренная государством. Она разработана с учётом положений Федерального Закона
«Об основах туристской деятельности в РФ» и Закона «О защите
прав потребителей», рекомендаций ВТО и существующей зарубежной практики.
Соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества
предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг поможет
потребителю правильно выбрать гостиницу, а также обеспечит его достоверной информацией
о её статусе. Классификация гостиниц и других средств размещения позволяет
оценивать их соответствие как техническим требованиям (по состоянию
материально-технической базы), так и качественным характеристикам обслуживания.
В конечном счёте, цель системы — это повышение конкурентоспособности гостиниц,
увеличение туристского потока и, следовательно, доходов от въездного и
внутреннего туризма.

Список литературы

1.        
Федеральный
Закон РФ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»
(с изменениями от 05.02.2007 года);

2.        
Приказ
Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 г. № 86 «Система классификации
гостиниц и других средств размещения».

3.        
Бондаренко
Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Г.А. Бондаренко. — М.:
Новое знание, 2006. — 365 с.- (Экономическое образование).

4.        
Волов
А.Б., Захаров А.В. и др. Информационно-аналитические материалы «Строим отель –
стандарты, рекомендации, опыт», 2005 г. – 128 с.

5.        
Зайцева
Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2007. — 368 с. – (Профессиональное образование).

Приложение 1

Критерии балльной оценки гостиниц и других
средств размещения различных категорий с количеством номеров более 50

№ п/п

ТРЕБОВАНИЕ

Кол-во

Баллов

1

2

3

1 Здания и общественные помещения
1.1 Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником федерального значения
6
Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником местного значения
4
1.2

Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.3 Наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно
для персонала и доставки багажа
2
1.4

Наличие гостевых лифтов:

2 лифта и более

1 лифт

5

3

1.5 Наличие гостиных (салонов) 2
1.6 Наличие этажей (номеров) для некурящих 2
1.7 Наличие отдельного входа с улицы в ресторан, кафе или бар 3
1.8 Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других
общественных помещений и их оборудования
1.8.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.8.2

Стены:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.8.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.8.4

Освещение:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.8.5

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

1.9

Площадь, занятая ресторанами, м2 не менее:

— 1,8 на 1 проживающего

— 1,6 на 1 проживающего

— 1,2 на 1 проживающего

(допускается уменьшение данного показателя на 20% в случае
расположения средства размещения в местности с достаточным количеством близко
расположенных предприятий общественного питания)

3

2

1

1.10

Площадь, занятая барами, м2 не менее:

— 1,8 на 1 проживающего

— 1,3 на 1 проживающего

— 0,39 на 1 проживающего

3

2

1

2

Качество и состояние оборудования номерного фонда

(в 100% номеров)

2.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.2

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.4

Постельные принадлежности:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

3 Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым
каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона,
видеокассет в 100% номеров)
2
4 Качество, состояние оборудования ванных комнат
4.1

Стены, пол:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

4.2

Сантехническое оборудование:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

4.3

Краны:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

4.4 Наличие табурета или стульчика в ванной комнате 2
4.5 Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от
падения при скольжении
2
4.6 Подогрев пола в ванной комнате 3
4.7 Наличие банной простыни (махрового халата) 2
4.8

Состояние покрытия стен в ванной комнате:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

4.9 Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате) 2
4.10 Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров 1
5

Телефонная кабина (телефонный автомат)

с междугородной связью

по 1 баллу за кабину, но не более

4-х баллов

6 Телекс или электронная почта 2
7 Телефакс 2
8

Транспортное обслуживание:

доставка проживающих и багажа

6
9 Дополнительные услуги
9.1 Наличие парикмахерской (косметического салона) 2
9.2 Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов
9.3 Наличие ресторана национальной кухни или специализированного
ресторана с фирменными блюдами
5
9.4

Время работы предприятий питания не менее:

— 14 часов в сутки

— 12 часов в сутки

— 8 часов в сутки

6

4

2

9.5

Время работы баров не менее:

— 14 часов в сутки

— 12 часов в сутки

 — 8 часов в сутки

8

6

2

9.6 Наличие постоянных или временных торговых точек по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов
9.7 Наличие казино 1
9.8

Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки (кроме
мотелей) с количеством мест:

— 50% от количества мест в средстве размещения в закрытом или
открытом паркинге на расстоянии до 100 м от средства размещения с возможностью предоставления услуги подачи автомобиля;

— 50% от количества мест в средстве размещения в паркинге на
расстоянии до 200 м от средства размещения в районах (кварталах, местах) без
автомобильного движения;

— 30% от количества мест в средстве размещения

6

4

2

9.9

Наличие проката:

— автотранспорта

— курортно-бытовых товаров и инвентаря

1

1

9.10

Наличие комнаты площадью не менее 30 м2 с естественным освещением для детских игр:

— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов
в сутки)

— без наблюдения квалифицированного персонала

3

2

9.11 Наличие сервиса для инвалидов 10
9.12 Наличие прочих услуг (аттракционы, зал игровых автоматов,
читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги
переводчика, обмен валюты и другие)
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
9.13

Наличие зала для фитнеса площадью не менее 30 м2 с не менее

6-ью гимнастическими снарядами или тренажерами

2
9.14 Наличие теннисного корта/4-х стенного корта для сквоша 7 м х 10 м 2
9.15

Наличие плавательного бассейна с площадью водной поверхности м2:

— не менее 80

— не менее 60

— не менее 35

менее 35

6

4

2

1

9.16

Наличие сауны:

— на 6 и более человек

— менее 6 человек

2

1

Приложение 2

Критерии балльной оценки гостиниц и других
средств размещения различных категорий с количеством номеров менее 50

№/№ п/п

ТРЕБОВАНИЕ

Кол-во

баллов

1

2

3

1

Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки
или естественного водоема21:

— первая линия

— вторая линия

— третья линия

3

2

1

2 Здания и общественные помещения
2.1 Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником федерального значения
6
Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником местного значения
4
2.2

Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):

— отличные

— хорошие

— удовлетворительные

3

2

1

2.3 Наличие гостевых лифтов 3
2.4 Наличие гостиных (салонов) 2
2.5 Наличие этажей (номеров) для некурящих 2
2.6 Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других
общественных помещений и их оборудования
2.6.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.6.2

Стены:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.6.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.6.4

Освещение:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

2.6.5

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

3

Качество и состояние оборудования номерного фонда

(в 100% номеров)

3.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

3.2

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

3.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

3.4

Постельные принадлежности:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

4 Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым
каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона,
видеокассет в 100% номеров)
2
5 Качество, состояние оборудования ванных комнат
5.1

Стены, пол:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

5.2

Сантехническое оборудование:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

5.3

Краны:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

5.4 Наличие табурета или стульчика в ванной комнате 2
5.5 Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от
падения при скольжении
2
5.6 Подогрев пола в ванной комнате 3
5.7 Наличие банной простыни (махрового халата) 2
5.8

Состояние покрытия стен в ванной комнате:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

5.9 Наличие бидэ не менее чем в 50% номеров (в ванной комнате) 2
5.10 Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров 1
6

Телефонная кабина (телефонный автомат)

с междугородной связью

по 1 баллу за кабину, но не более

4-х баллов

7 Телекс или электронная почта 2
8 Телефакс 2
9

Транспортное обслуживание:

доставка проживающих и багажа

6
10 Дополнительные услуги
10.1

Время работы предприятий питания не менее:

— 14 часов в сутки

— 12 часов в сутки

— 8 часов в сутки

6

4

2

10.2

Время работы баров не менее:

— 14 часов в сутки

— 12 часов в сутки

 — 8 часов в сутки

8

6

2

10.3 Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки 2
10.4 Наличие сервиса для инвалидов 10
10.5 Наличие прочих услуг (игровые автоматы, читальный зал,
информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика)
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
10.6

Наличие сауны:

— на 6 и более человек

— менее 6 человек

2

1

10.7

Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2:

— не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80)

— не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60)

— не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35)

— менее 35

6

4

2

1

10.8

 Наличие открытого плавательного бассейна21 с
подогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:

— не менее 80

— не менее 60

— не менее 35

— менее 35

6

4

2

1

10.9

Наличие открытого плавательного бассейна21 с
неподогреваемой водой с площадью водной поверхности м2:

— не менее 80

— не менее 60

— не менее 35

— менее 35

4

3

2

1

Приложение 3

Критерии балльной оценки домов отдыха,
пансионатов и других аналогичных средств размещения

№/№ п/п

ТРЕБОВАНИЕ

Кол-во

баллов

1

2

3

1 Расположение средства размещения у моря (океана), на берегу реки
или естественного водоема:

— первая линия

— вторая линия

— третья линия

3

2

1

2

Площадь территории (включая площадь застройки) в расчете на
одного отдыхающего м2:

— более 200

— от 100 до 200

— от 50 до 100

3

2

1

3

Наличие парковой/лесопарковой зоны площадью:

— более 10 га

— не менее 2 га

— менее 1 га

3

2

1

4

Состояние паркового/лесопаркового хозяйства (деревьев,
кустарников, декоративных растений, травяного покрова, дорожек, тропинок)

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

5 Расположение сооружений для развлечений и фитнеса на открытом
воздухе в местах, наиболее удаленных от прилегающих улиц, зданий и
технических зон средства размещения
2
6

Состояние навесов, беседок:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

7 Здания и общественные помещения
7.1 Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником федерального значения
6
7.2 Расположение средства размещения в здании, являющемся
историко-архитектурным памятником местного значения
4
7.3 Расположение средства размещения на территории
историко-архитектурных памятников, религиозно-культовых объектов,
заповедников, географических достопримечательностей
3
7.4 Наличие стилизованных средств размещения (замок, изба, юрта, плавсредство
и др.)
1
7.5

Наличие балконов или лоджий:

— в 100% номеров

— в 50% номеров

2

1

7.6

Внешний вид (фасад, балконы, лоджии, ставни):

— отличные

— хорошие

— удовлетворительные

3

2

1

7.7 Наличие второго лифта (служебного), используемого исключительно
для персонала и доставки багажа
2
7.8

Наличие гостевых лифтов:

2 лифта и более

1 лифт

5

3

7.9 Наличие гостиных (салонов) 2
7.10 Наличие этажей (номеров) для некурящих 2
8 Качество, состояние интерьера холлов, салонов и других
общественных помещений и их оборудования
8.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

8.2

Стены:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

8.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

8.4

Освещение:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

8.5

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

9

Качество и состояние оборудования номерного фонда

(в 100% номеров)

9.1

Напольное покрытие:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

9.2

Мебель:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

9.3

Занавеси:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

9.4

Постельные принадлежности:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

10 Телевидение в номерах (телевизор с кабельным или спутниковым
каналом для внутреннего показа фильмов или аренда видеомагнитофона,
видеокассет в 100% номеров)
2
11 Качество, состояние оборудования ванных комнат
11.1

Стены, пол:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

11.2

Сантехническое оборудование:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

11.3

Краны:

— отличное

— хорошее

— удовлетворительное

3

2

1

11.4 Наличие табурета или стульчика в ванной комнате 2
11.5 Наличие в ванне специального покрытия, предохраняющего от
падения при скольжении
2
11.6 Подогрев пола в ванной комнате 3
11.7 Наличие банной простыни (махрового халата) 2
11.8 Наличие фена в ванной комнате в 100% номеров 1
12

Телефонная кабина (телефонный автомат)

с междугородной связью

по 1 баллу за кабину, но не более

4-х баллов

13 Услуги связи: телефон, почта, телеграф, телефакс, электронная
почта
1
14

Транспортное обслуживание:

доставка проживающих и багажа

6
15 Услуги питания
15.1 Наличие ресторанов, кафе, других предприятий питания по 1 баллу за каждое предприятие питания, но не более 6 баллов
15.2

Обслуживание:

— «шведский стол»

— «а ля карт»

— выбор меню при полном пансионе и полупансионе во время обеда
или ужина:

— меню из четырех блюд – выбор как минимум из трех основных
блюд, двух закусок и двух десертов (для средств размещения с оказанием лечебно-оздоровительных
услуг допускается во время обеда диетическое стандартное меню с возможностью
замены блюд)

— меню из четырех блюд – выбор как минимум из двух основных блюд

5

4

3

2

15.3

Напитки:

— обслуживание напитками на этаже не менее 16 часов в сутки или
мини-бар в 100% номеров

— обслуживание напитками на территории пансионата, дома отдыха и
средства размещения с оказанием лечебно-оздоровительных услуг не менее:

·           
16
часов в сутки

·           
12
часов в сутки

— автомат для напитков или круглосуточная продажа напитков на
территории средства размещения

6

6

4

6

16 Дополнительные услуги

16.1

16.2

Наличие парикмахерской (косметического салона)

Наличие постоянных или временных торговых точек

2

по 1 баллу за торговую точку, но не более 4-х баллов

16.3 Обеспечение специализированного отдыха (охота, рыбалка и др.) по одному баллу за каждый вид, но не более 4 баллов
16.4

Наличие:

— закрытого теннисного корта/четырехстенного корта для сквоша

размером не менее 7х10 м.

— площадок для тенниса, гольфа, футбола и пр.

2

по одному баллу за каждую площадку, но не более 6 баллов

16.5 Наличие терренкура (пешеходного маршрута с разметкой расстояния) 1
16.6 Наличие велосипедной дорожки для велопрогулок 2
16.7

Наличие закрытого плавательного бассейна с площадью м2:

— не менее 150 (площадь водной поверхности не менее 80)

— не менее 100 (площадь водной поверхности не менее 60)

— не менее 80 (площадь водной поверхности не менее 35)

— менее 35

6

4

2

1

16.8

 Наличие открытого плавательного бассейна с подогреваемой водой
с площадью водной поверхности м2:

— не менее 80

— не менее 60

— не менее 35

— менее 35

6

4

2

1

16.9

Наличие открытого плавательного бассейна с неподогреваемой водой
с площадью водной поверхности м2:

— не менее 80

— не менее 60

— не менее 35

— менее 35

4

3

2

1

16.10 Наличие проката: автотранспорта, водного и водомоторного
транспорта, катамаранов, аквалангов; животных (лошади, верблюды, собачьи
упряжки); курортно-бытовых товаров и инвентаря и пр.
1
16.11

Наличие комнаты для детских игр площадью не менее 30 м2 с естественным освещением:

— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов
в сутки)

— без наблюдения квалифицированного персонала

3

2

16.12

Наличие детской игровой площадки:

— под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов
в сутки)

— без наблюдения квалифицированного персонала

2

1

16.13 Наличие прочих услуг (аттракционы, зал игровых автоматов,
читальный зал, информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги
переводчика, обмен валюты и др.)
по 1 баллу за услугу, но не более 6 баллов
16.14

Наличие зала для фитнеса, площадью не менее 30 м2 с не менее

6-тью гимнастическими снарядами или тренажерами

2
16.15

Наличие сауны:

— на 6 и более человек

— менее 6 человек

2

1

16.16 Общий/косметический массаж 1
17 Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки 1
18 Наличие сервиса для инвалидов 10
19 Оздоровительные услуги
19.1 Наличие оздоровительных процедур: по одному баллу за каждый вид лечения, но не более 6 баллов
19.2 Наличие природных факторов для оказания оздоровительных услуг 1
19.3 Наличие современного оборудования для оздоровительных процедур
(не менее 40% от общего кол-ва оборудования с датой изготовления не более
пятилетней давности)
6
19.4 Наличие кабинетов бальнеогрязевых процедур по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
19.5 Наличие кабинетов процедур талассотерапии по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
19.6 Наличие кабинетов прочих оздоровительных процедур по одному баллу за каждую процедуру, но не более 6 баллов
19.7 Квалифицированная медицинская помощь (консультации) врача
специалиста
2

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий