Самооценка у молодежи 20 лет

Дата: 12.01.2016

		

КУРСОВАЯ РАБОТА

по возрастной психологии

Тема: «Самооценка у молодежи 20 лет»

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

§1.Понятие самооценки и её виды

§2.Психосоциальные особенности у
молодежи 20 лет

§3. Особенности самооценки у молодежи 20 лет

§4.Исследование уровня самооценки у
молодежи 20 лет

Вывод

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Данная работа
посвящена изучению «самооценки у молодежи 20 лет».

Молодость-чрезвычайно
значимый период в жизни человека, этот период, когда человек определяет для
себя свою судьбу, планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой
образ жизни. Самооценка играет значимую роль в данном периоде ,т.к. уровень
самооценки личности влияет на уровень достижений, реализации своих устремлений и
целей.

Выбранная
тема актуальна тем, что самооценка-это одно из психологических образований,
которые составляют понятие «личность».

Самооценка
является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения
с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам
и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и
дальнейшее развитие его личности.

Самооценка,
так же определяет социальный статус человека в группе.

Изучение
самооценки, ее влияние на развитие личности, межличностные отношения,
приобретает все большую актуальность.

Цель
данной работы — изучить уровень самооценки у молодежи 20 лет.

Объект
исследования – молодежь 20 лет.

Предмет
исследования – особенности самооценки у молодежи 20 лет.

Задачи
исследования:

1.Изучить
самооценку и ее виды.

2.Рассмотреть
психосоциальные особенности молодежи 20 лет.

3.Изучить
особенности самооценки у молодежи 20 лет.

4.Проведение
исследования уровня самооценки у молодежи 20 лет.

5.Анализ
полученных результатов, вывод.

Гипотеза:
самооценка у молодежи 20 лет завышена.

§1.Понятие самооценки и её виды

Самооценка-отношение
к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников
формирования самооценки- сравнение себя с другими, оценки других людей,
сопоставления различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость
различных аспектов Я-образа. Самооценка — оценка человеком самого себя, своих
достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других
людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. [6;169-170]

Самооценка
формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе. [6;168]

Самооценка
и оценка со стороны других неразрывно связанны между собой. Самооценку мы
проводим и по отношению ко всем своим качествам:

Внешности,
способностям, успехам в учебе или работе – еще с детства учимся оценивать себя.
Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата ( уровня
успеха ) с тем, что мы хотели достичь ( то есть с нашими притязаниями ).
Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся ,
положительной и отрицательной, высокой и низкой. [6;174]

В
одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно
по-разному, предпримут разные действия, тем самым будут воздействовать на
разные события.

Самооценка
может быть:

· 
Заниженной

· 
Завышенной

· 
Адекватной
(нормальной).

Слишком
высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности,
которые могут проявляться по – разному.

При
завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о
своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает
признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного
поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым, склонен себя
переоценивать.

Как
правило, люди с завышенной самооценкой стремится всегда быть первыми. Это часто
приводит к тому, что у человека не слишком хорошие отношения с окружающими.
Человек с завышенной самооценкой переоценивает себя и свои возможности, ему
кажется ,что окружающие люди его недооценивают, и он начинает высказывать им
необоснованные претензии, которые не поддерживаются окружающими. От таких людей
часто можно слышать, что их не понимают. [6;189-193]

При
заниженной самооценки ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности
реализовывать свои способности. Такие люди обычно ставят перед собой более
низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение
неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.
Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению
комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в
сторону, хмур, неулыбчив.

Низкая
самооценка. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и
одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство
самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы. [5;69]

Человек
с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности и возможности,
он трезво осознает свои недостатки и достоинства. Такой человек более энергичен,
активен и оптимистичен. При проявлении здоровой самооценки люди обычно
расслаблены, спокойны и целеустремленны.

Главные
функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение
задач любого выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и
независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Самооценка
оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование
личности на всех этапах развития. [5;70-71]

Самооценка
относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование
самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в
системе его мировосприятия.

Развивается
самооценка путем постепенного погружения внешних оценок, выражающих семейные
требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и
укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей
жизненной позиции[1;148-150]

§2.Психосоциальные
особенности у молодежи 20 лет

Молодость-время
создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к
общественной жизни и своей роли в ней, человек полон сил и энергии, желания
осуществить свои цели и идеалы, оптимальное время для самореализации. В этот
период наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности,
наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и
наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. [3;216]

Молодость
– очень важный период в жизни человека . Идет формирование нравственного
сознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, устойчивых качеств
личности.

Стадия
молодости характеризуется получением избирательного плана, полной юридической и
экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной
активности. На этой стадии принимаются сложные решения, выстраиваются стиль
жизни, продолжается или завершается получение профессионального образования,
осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения.
Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. [4;469-470]

Осваиваются
и реализуются супружеские и родительские роли, определяется стремление к
самостоятельности, независимости ,осознание личной ответственности за свою
жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность. Возникает
проблема выбора жизненных ценностей, осознание собственной индивидуальности,
неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания может
возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это
чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его
избирательность. [7;310-311]

Одно из
заблуждений в этом возрасте – убеждение в том ,что выбор, который сделан в
жизни, является окончательным. Изменения в выборе обычно неизбежны. Но этот
выбор хоть и не окончателен, но включает в себя ту или иную жизненную модель:
некоторые живут одним днем, другие заботятся о ком- то и так далее. Каждый
человек, в зависимости от периода,

Сталкивается
с отдельными элементами моделей жизни и испытывает их внимание. В двадцать лет
,веря в себя и в свою силу воли, люди считают, что это единственный правильный
путь в жизни .Люди часто отрицают то ,что похожи на своих родителей.

По
периодизации III. Бюлера , молодость вторая фаза, фаза
проб и поиска профессии, спутника жизни и т.п. На этом этапе происходит
установление развития дружеских связей является важной стороной жизни молодости.
Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.[7;287-290]

Также
важным этапом является развитие умственных способностей: существенно
развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.
Память достигает больших показателей (как долговременная, так и
кратковременная) Происходят качественные изменения в познавательных
возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает
человек, а каким образом он это делает.[2;24-26]

Положение
человека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда
факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности.
Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение
человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результат
воздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе.
[2;52-53]

§3. Особенности самооценки у молодежи 20
лет

На этапе
молодости, личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с
различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в
соответствии с Я-концепцией.

В данном
периоде на самооценку влияет уровень достижения личности: она повышается , если
притязания личности реализуются, и понижаются, если цели не удается достигнуть.
Я-концепция индивидуализирует самооценку, поэтому, что для одного является
успехом, другой воспринимает как неудачу. [6;206]

Кон И.С.
,считает, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости «Я»
в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Женщины в Я-образе отражают
преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Мужчины склоны
переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности.
[4;524-525]

Эта
беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает
многочисленные конфликты и разочарования. Только путем многочисленных проб и
ошибок мужчина постигает меру своих реальных возможностей.

Женские
самооценки обычно более скромны и реалистичны.

Степень
удовлетворенности своим телесным Я-образом непременно отражается на общей
самооценке молодых людей. От этого во многом зависит их самоощущение
благополучия и счастья.

На этапе
молодости критерии успешности личности складываются из сравнения себя с
другими, в самооценке молодежи иногда преобладает эмоциональная составляющая .[4;522-523]

Молодежь
с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся
закрыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску. Неприятие
себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка и
т. д. ,как правило , менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно
относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к
критике, насмешкам. Они в большей степени беспокоятся о том, что думают или
говорят о них окружающие. Они тяжело переживают неуспехи в деятельности,
особенно если это происходит на людях. Они более склонны к рефлексии и чаще
других обнаруживают в себе недостатки. Поэтому им свойственно стремление к
психологической изоляции, уходу от действительности в мир мечты. [3;134-136]

Чем ниже
самоуважение личности, тем больше вероятность, что он страдает от одиночества, пониженное
самоуважение делает весьма невысокий уровень социальных притязаний личности, побуждает
ее уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие
люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные
силы. А это в свою очередь, подкрепляет их заниженную самооценку.

Молодые люди
с адекватной самооценкой правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно
критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и
успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно
осуществить на деле. И к оценке достигнутого они подходят не только со своими
мерами, но и стараются предвидеть, как этому отнесутся другие люди:

Товарищи
по работе и близкие. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска
реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности
к своему общению, деятельности, переживаниям.[3;272]

Принятие
и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительные
самооценки и т. д. более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают»
окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают
неуспехи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.

Степень
расхождения реального и идеального «я», определяющая уровень самоуважения,
зависит от многих условий. В юношеском возрасте это расхождение может привести
к нервозам и дисфориям, депрессиям, так как заниженная самооценка в этом случае
связана с «агрессией на самого себя». Но расхождение между идеальным и реальным
«я» — в принципе нормальная ситуация для данного возраста , поскольку свидетельствует
о росте самосознания. [5;65-67]

§4.Исследование уровня самооценки у молодежи 20
лет

В исследовании
особенности самооценки исследовалось 4 человека:

Ф.И.О. Пол Возраст Образование Семейное положение
 1 А.М.А.  Ж  20 Студент 3 курса.  Не замужем
 2 Д.В.А.  Ж  20 Студент 3 курса.  Не замужем
 3 Б.В.В.  М  20 Студент 3 курса.  Не женат
 4 И.Е.Ю.  М  20 Студент 3 курса.  Не женат

Для исследования
особенности самооценки был проведен тест «Шкала самооценки».[5;69](Приложение
1)

Тест «Шкала самооценки»
проводился для измерения самооценки. Использование этих положений позволяет
выявить общую оценку, которую дает себе индивид.

Обработка данных:

1.Перекодирование баллов,
которые помечены звездочкой ( * ):

0 = 4

1 = 3

3 = 1

4 = 0

2.Сумирование полученных
баллов.

Показатель общей
самооценки может ранжироваться от 0 до 40:

— Более высокий балл
свидетельствует о более высоком уровне самооценки ( завышенной ).

— Показатель выше 20
свидетельствует об общем позитивном отношении к себе ( адекватной ).

— Показатель ниже 20
говорит об общем негативном отношении к себе ( заниженная ).

При проведении данного
теста получили следующие показатели уровня самооценки (Приложение 2):

Ф.И.О. Баллы
 1 А.М.А.  33
 2 Д.В.А.  30
 3 Б.В.В.  35
 4 И.Е.Ю.  33

Анализ полученных
результатов:

Самооценка у молодежи 20 лет

Полученные данные
показали, что:

1.Из полученных
результатов у испытуемого ( 3 ) –завышенная самооценка 35 баллов из 40.

2.У испытуемых ( 1 ) ; (
2 ) ; ( 4 )-адекватная самооценка:

( 1 ) — 33 балла из 40.

( 2 ) — 30 баллов из 40.

( 4 ) — 33 балла из 40.

Вывод

самооценка
молодежь личность

При проведении данного
исследования были решены ,поставленные в нем задачи:

1.Определен уровень
самооценки молодых людей с помощью соответствующих методик- теста «Шкала
самооценки».

2.Проведен корреляционный
анализ данных, полученных по тесту «Шкала самооценки».

Проанализировав
результаты теста, видим, что гипотеза не подтвердилась:

-испытуемые ( 1 );( 2 );(
4 )-адекватная самооценка.

-испытуемый ( 3
)-завышенная самооценка.

Из полученных данных
можно сказать, что все участники имеют позитивное отношение к себе. Адекватная
самооценка — правильная, не завышенная и не заниженная самооценка своих возможностей,
своих ограничений и своего места среди людей. От самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к
себе. Тем самым самооценка имеет значение для всех сфер нашей жизни.

Анализ литературы по
данной проблеме помог проанализировать основные аспекты самооценки в 20 лет, ее
важность для человека и его отношения с окружающими, его самосознания. Большое
внимание было уделено психосоциальным особенностям молодежи 20 лет, становлению
личности.

Список литературы

1. Р. Бэрон. Социальная психология.
Ключевые идеи – СПБ :Питер,2007, — 512с.

2.Гамезо М. В. Возрастная психология
от молодости до старости: Учебное пособие-М.: Издательство « Ноосфера
»,2000. — 272с.

3.Ермолаева М. В. Основы возрастной
психологии и акмеологии: Учебное пособие.-М.: Издательство «Ось — 89»
,»2011. — 416с.

4.Малкина-Пых И.Г. Возрастная
кризисы: Справочник практического психолога.-М.: Изд-во Эксмо,2004, — 896с.

5.Семечкин Н. И. Социальная
психология: Учебник.-Ростов н/Д:

«Феникс»,2005. — 608с.

6.Свеницкий А.Л. Социальная
психология: Учебник.-М.:ООО «ТК Велби»,2005. — 336с.

7.Шаповаленко И. В. Возрастная
психология. Гардарики- М. — 349с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий