Туризм в России. Состояние и перспективы

Дата: 13.02.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.        
Основные понятия
и государственное регулирование сферы туризма в России

2.        
Индустрия туризма
в России, состояние и проблемы

2.1.    
Туристский
потенциал России

2.2.    
Индустрия
гостиничного дела и питания

2.3.    
Индустрия
транспорта

3.        
Особенности
внутреннего российского туррынка на современном этапе

4.        
Оценка и прогнозы
развития внутреннего туризма в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Туризм вошел в XXI век как
самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально
– экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм –
главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти
основных источников дохода.

Особенных успехов мировой
туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло
в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится
более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых
инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [4,
стр.5].

Туризм оказывает огромное
влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и
ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления
и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма – это отрасль
экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования,
организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма – давно определившаяся
экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими
отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве
страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом
туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1%
мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что
культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих
странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед
российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения
эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции
каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и
способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса,
врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная
концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень
качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский
туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в
России внутреннего и въездного туризма.

1.        
Основные
понятия и государственное регулирование

сферы туризма в России

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как
временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных,
познавательных, профессионально-деловых,  спортивных, религиозных и иных
целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий
населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с
постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для
отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других
туристских целях.

Международный туризм – это систематизированная и целенаправленная деятельность
предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и
туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации
(въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за
рубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .

В Федеральном законе «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ
даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.

Туризм внутренний – туризм в пределах территории
Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.

Туризм выездной – туризм лиц, постоянно
проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной – туризм в пределах территории
Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.

В литературе также дается определение внутренний
турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте
как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и
путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне
пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не
занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

К категории внутренних туристов не относятся и не
учитываются в статистике внутреннего туризма:

— постоянные жители, которые перемещаются в
другое место или местность в пределах страны в целях организации своего
обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивам
меняющие свое местожительство;

— лица, перемещающиеся в другое место в пределах
страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте,
например временные или сезонные, вахтовые рабочие;

— лица, перемещающиеся между местностями в целях
оплачиваемой работы или учебы;

— военнослужащие, находящиеся при исполнении
служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и
члены их семей;

— кочевники и беженцы, а также вынужденные
переселенцы;

— транзитные пассажиры;

— участники групповых поездок на туристских
поездах, ночующие в вагонах поезда;

— члены экипажей морских судов, железнодорожных
поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда [6, стр. 31].

Государственная политика в сфере туризма – это деятельность
органов государственной власти, различных организаций по определению формы,
задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим
отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об основах турис­тской деятельности в
Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство
признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и
важным направлением государственного регулирования сферы туризма является
поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного
туризма.

С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года
лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и
вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в
сфере внутреннего и международного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за
состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в
Государственной Думе РФ.

2.        
Индустрия
туризма в России, состояние и проблемы

2.1.    
Туристский
потенциал России

Одними из наиболее
привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное
наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад
в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны
во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество
уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном
реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов
наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029
– местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть
отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России
находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них,
13 – как объекты культурно наследия.

Основу
историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые
целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и
музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в
формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые
памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается
более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн.
музейных предметов.

В России поставлены на
государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо
ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный
комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее
время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении
наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них
сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные
объекты.

Особое значение в
организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и
поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них
сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники
градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические
ландшафты [7, стр. 405].

2.2.    
Индустрия
гостиничного дела и питания

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса – это
отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных
стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.

Серьезный недостаток гостиничных мест в главных
российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по
международным стандартам – это один из основных факторов, тормозящих развитие.
По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200
гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году
были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].

По сравнению с началом
1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а,
наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения
туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от
основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных
туристских ресурсов за последнее время только возросли.

Существующая материальная
база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью
физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене.
Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной
сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера,
которые располагают очень интересными историко-культурными и природными
туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже
сократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].

Вторая составляющая
индустрии гостеприимства – система питания – практически на 100% находится в
сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости
единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила
интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество
учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и
Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других
популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей,
в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня
сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских
центрах [2, стр. 33].

2.3.    
Индустрия
транспорта

Транспортное обслуживание
туристов – одна из составных частей индустрии туризма. В
настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация.
Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором
является то, что в России на законодательном уровне не
урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с
транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного
права
вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми
актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а
зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским,
речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в
бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая
автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и
обеспечивавшая потребности как внутреннего,
так и международного рыночные
отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме
привел к перепрофилированию некоторых
транспортных предприятий, а в ряде случаев — к их банкротству[6,
стр.62].

Спрос на туристские транспортные услуги
внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в
том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские,
автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением
платежеспособности граждан России, со значительным повышением
тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и
другими факторами [4, стр.105].

Парк авиационного и
речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей
техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются
малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных
средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение
ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и
морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически
отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том,
что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической
страной железнодорожного туризма [7, стр.407].

3.        
Особенности
внутреннего российского туррынка на современном этапе

Достаточно взглянуть на
карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы.
Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные
туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома.
Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах
отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального,
приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания
сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о
Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в
пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная
база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего
туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического
развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и
должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [5, стр.
249].

По мнению большинства
руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее
время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего
туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам
Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних
туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма
характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха
(70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам
на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в
республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить
себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего
туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

Тем не менее в настоящее
время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим
причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию
россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при
их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано
о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у
туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями
санаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].

Большую роль в оживлении
внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах
собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет
прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают
преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за
внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что
ничего о них не знают [5, стр. 250].

Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы
России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Это
связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития
программ
обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны
внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики
благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности,
благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в
России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного
разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной
задачей развития российского туристского рынка.

Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития.
Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских
туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов
обслуживания по нескольким
очень серьезным параметрам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия  предлагаемых
услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а
соответственно и по ценам), а также
отставание от международного уровня
качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими
работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского
туристского законодательства.

Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на
опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга,
являются: возникновение в постперестроечный  период огромного спроса на зарубежные
поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение
спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и
соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки
продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие
крупных консолидированных туроператоров, способных  на
финансирование такого продвижения [6, стр.75].

Развитие российского
внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым
относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как
туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие
туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие
развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа
транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой
информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность
нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских
направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии
туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно
решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время
к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом
относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает:
формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие
предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление
материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных
и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения
конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и
внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;
возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса
граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов
сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной
рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование
образа России как страны, благоприятной для туризма [7, стр. 6].

Государство должно
поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и
стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого
требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в
России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного
отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в
доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной
модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет
не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

4. Оценка и прогнозы
развития внутреннего туризма в России

Российский рынок туризма
составляет пока около  2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4
раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем с
туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового
туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по
туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в
2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году
приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а
россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение
структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3%
по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению
баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных
причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за
рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами
выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения
России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права
граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение
приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается
западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую
лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла
в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также
весьма высоки – 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке
занимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место, к 2020 году, по
прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире как по въезду, так и по выезду.

Высокими темпами будут развиваться также
инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии
транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На рубеже
тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и
политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и
политику ряда государств и регионов мира.

В сфере
туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и
международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и
санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для
государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также
отдельной личности в частности.

Россия пока
не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в
стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала
качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и
цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны
региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают
отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский
бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно
адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в
основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса,
недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1
работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской
инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в
стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 %
мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет
туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее
крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики,
может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового
национального дохода России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        
Закон РФ от 05.02.2007г.
№ 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации».

2.        
Отчет Всемирного
Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации»,
2006г. – 72с.

3.        
Биржаков М.Б.,
Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской
Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд,
2004. — 82с.

4.        
Гуляев В.Г.
Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика,
2003. — 304с.: ил.

5.        
Здоров А.Б.
Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.: ил.

6.        
Квартальнов В.А.
Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.

7.        
Чудновский А.Д.,
Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях:
учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. — 416с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий