Доказательства Бытия Бога

Дата: 13.02.2016

		

Т.Г. Румянцева

Обоснования истинности тезиса о существовании бытия
Бога, практикуемые катафатической теологией.

К классическим (базовым для апологетической теологии)
Д.Б.Б. относятся: онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств
немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира
с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое
(наличие мира требует наличия своей причины).

Философская критика религии конституирует себя именно
как критический логико-философский анализ Д.Б.Б. Так, например, Д.Б.Б. были
подвергнуты критике со стороны Канта в заключительной части изложения
трансцендентальной диалектики («Критика чистого разума»). Согласно Канту, в рамках
предшествующей метафизики наряду с рациональной психологией и космологией
определенное место занимала и т.н. рациональная теология, которая из понятия
разума о Боге пыталась построить доказательства его существования.

Кант считает, что душа, мир как целое и Бог – это «вещи
в себе», объекты умопостигаемого мира, которые в принципе недоступны
теоретическому познанию и какому-либо рациональному доказательству, поэтому и науки
о них не являются действительными теоретическими науками, способными дать
достоверные знания о мыслимых здесь объектах. Заключительный раздел
трансцендентальной диалектики Канта – «Критика рациональной теологии» – и посвящен
анализу идеи о Боге, которая, по Канту, является только умопостигаемой идеей,
которая хотя и положена разумом в основу всех вещей и их полного определения,
не является чем-то объективным, составляющим вещь.

Понятие Бога может представляться поэтому только как идеал,
измышленный самим чистым разумом, и не более. Как только мы пытаемся придать
ему вид реального объекта, он делается предметом рациональной теологии,
пытавшейся доказать бытие Бога. Кантовская критика рациональной теологии и посвящена
исследованию главных доказательств этого бытия – онтологического,
космологического и телеологического. Онтологическое доказательство исходит из понятия
о Боге как существе, которому присущи все совершенства, включая и реальность,
т.е. бытие и существование. Кант считал, что вывод о существовании не может
вытекать из каких бы то ни было понятий самих по себе, а целиком принадлежит к единству
опыта и нуждается в чувственно-эмпирическом базисе.

Космологическое доказательство Кант сводит к трем
основным тезисам: 1) если нечто существует, то должна существовать и безусловно
необходимая сущность; 2) т.к. эмпирическими фактами является существование меня
и воспринимаемого мною мира, то необходимая сущность существует; 3) она может
быть определена только понятием всереальнейшей сущности а, значит, высшая
сущность существует необходимо. Кант показывает, что т.о. космологическое
доказательство фактически сводится к онтологическому.

Телеологическое доказательство, основанное на представлении
о целесообразном устройстве мира, можно представить, по Канту, следующим
образом: 1) в мире господствует порядок, установленный в соответствии с определенной
целью и величайшей мудростью; 2) порядок этот принадлежит вещам лишь случайным
образом, и природа вещей не могла бы сама по себе естественным образом
согласовываться с определенными конечными целями; 3) значит, существует высшая
причина мира – мыслящее существо. Кант сводит это доказательство к космологическому,
т.к. здесь речь идет о случайности мира, а последнее рассматривается им как
частный случай уже рассмотренного онтологического доказательства.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий