Классическая школа менеджмента

Дата: 12.01.2016

		

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ( (А. ФАЙОЛЬ, Л. УРВИК, Д. МУНИ)

Сущность и принципы

                                                               
«теории администрации»

Возникновение
административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля
(1825—1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи­более
значительной фигурой в науке управления первой поло­вины XX в.

В течение 30 лет он был
руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании
«Комамбо», которая в момент его назначения на ноет генерального управ­ляющего
(1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко вре­мени его отставки (1918 г.)
стала одним из самых мощных, сла­вящихся своими административными, техническими
и научны­ми кадрами французских концернов. Обобщая свои многолет­ние
наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая
статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное
управление» ~ в 1916 г.

Важную роль в развитии идеи этой
школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций
с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики
и закономерности организаций в целом.

В отличие от создателей школы
научного управления Тейлора и Гилбрета, которые начинали свою карьеру простыми
рабочи­ми, что, несомненно, повлияло на их представления об управ­лении
организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы
в качестве руководителей выс­шего звена управления в большом бизнесе: Файоль,
как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Ур­вик был
консультантом но вопросам управления в Англии, Муни работал в компании
«Дженерал Моторс». В связи с этим их глав­ной заботой была эффективность
управления в более широком смысле слова — применительно к работе всей
организации.

Целью административной школы было создание универсальных принципов
управления, следуя которым, но убеждениям созда­телей школы, организация,
несомненно, достигнет успеха.

Принципы
управлении — это основные правила, определяющие построение и функционирование
системы управления; важней­шие требовании, соблюдение которых обеспечивает
эффектив­ность управления.
По утверждению Фаиоля, принципы — это
маяк, помогающий ориентироваться.

Рассматривая организацию как
специфический вид деятель­ности и как столь же своеобразную административную
систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно сти­мулирования
каждого работника, Файоль сформулировал сле­дующие 14 принципов управления
применительно к деятельно­сти высшего звена управления:

1.
Разделение труда,
т.е. специализация, необходимая для эф­фективного
использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как
управленческого, так и исполнительского.

2. Власть
и ответственность.
По мнению Фаиоля, власть и ответственность связаны между
собой, причем последняя явля­ется следствием первой. Он считает, что власть
сочетает офици­альный (основанный на занимаемой должности) пличный (заклю­чающий
в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду
прежней службы и пр.) факторы.

3.
Дисциплина.
Понимая дисциплину как уважение соглаше­нии, рассчитанных на
то, чтобы обеспечить повиновение, при­лежание, энергичность и внешнее
проявление уважения, Фай­оль подчеркивает, что для поддержания дисциплины
необходи­мо наличие хороших руководителей на всех уровнях.

Из всех средств воздействия
па подчиненных в целях укреп­ления дисциплины одним из самых действенных Файоль
считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример
аккуратности, никто нс смеет являться с опоз­данием. Если он деятелен,
мужественен, предан, — ему подра­жают, и если он умеет вести дело, ему удастся
заставить сотруд­ников полюбить работу.

По и плохой
пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные
последствия для всех.

4.
Единоначалие.
Единоначалие, но мнению Фаиоля, имеет по сравнению с
коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения,
единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к
преоблада­нию.

5.
Единство руководства.
Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель,
должны иметь одного руководителя и руко­водствоваться единым планом. Двойное
руководство может воз­никнуть, по мнению Фаиоля, лишь вследствие неоправданного
смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что
нс только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению —
нс бывает приспособ­ления социального организма к дуализму распорядительства;

6.
Подчинение частных интересов общим.
Интересы служаще­го или группы служащих
нс должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны
быть выше интере­сов гражданина или группы граждан… Казалось бы, подобное
правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, често­любие, эгоизм,
леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению
общими интересами в угоду

частных.

7.
Вознаграждение.
Методы стимулирования труда должны  быть справедливыми и
доставлять максимально возможное удовлет­ворение сотрудникам и работодателям.

8.
Централизация.
Не прибегая к термину «централизация влас­ти», Файоль
говорит о степени концентрации или рассредото­чения власти. Конкретные
обстоятельства будут определять, ка­кой вариант «даст лучший общий результат».

9.
Скалярная цепь,
т.е., по определению Фаиоля, «цепь на­чальников» от самого
высшего до самого низшего ранга, от ко-торой не нужно отказываться, но которую
следует сократит!,, если слишком тщательное следование ей  может нанести вред.

10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес
(каж­дый) на своем (его или ее) месте».

11. Справедливость. Лояльность и преданность
персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением ад­министрации
к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала.
Файоль счи-тал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной,
и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и
издержки.

13. Инициатива, т.е., но определению Фаиоля, обдумывание
и выполнение плана. Поскольку это «доставляет большое удов­летворение всякому
мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным
тщеславием», с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную
инициативу.

14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении —
сила».’ Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он нс стремился
дать исчерпывающее их изложение, а попытался

описать лишь те из них,
которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная
кодификация прин­ципов является необходимой во всяком деле. •..)

Считая предложенные им
принципы универсальными, Фай-оль, тем не менее, указывал, что их применение
должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществля­ется
управление. Ом отмечал, что система принципов никогда нс может быть завершена,
напротив, она всегда остается от­крытой для дополнений, изменении,
преобразовании, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.
Поэто­му число принципов управления  неограничено.

Отметим, что некоторые
приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что
менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации про­изводственных
процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в
управлении крайне важен.

Многие принципы управления
до сих пор имеют практичес­кую ценность. Например, японская компания. «Мицусита
электрик» руководствуется следующими семью принципами управления:

объективность,
справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка, —
которые перекликаются с принципами, разработанными Файолем.

В дальнейшем многие исследователи
занимались изученном и теоретическим описанием принципов управленческой деятель­ности,
однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и
конкретизировавшими его учение.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий