Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века

Дата: 12.01.2016

		

Николай
Алексеевич Некрасов назвал поэму «Кому на Руси жить хорошо» «эпопеей народной
жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы –
русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов
считал крестьянство.

Русское
крестьянство предстаёт в поэме как собирательный образ, многоликое явление и
раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах
«Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создаёт ряд
массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но
при этом типичных для него ситуациях : на празднике, в пьяном застолье, на
базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то
состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое,
несмотря на все конкретности, объединяет их в целое..

Например,
в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое – чумной порок
России», в главе «Сельская ярмонка» — настроение приподнятости, оживления,
праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте, водовороте
лиц автор неожиданно задерживает внимание на каком-то второстепенном герое – и
даёт его развёрнутутю характеристику. Таков, например, в главе «Сельская
ярмонка» пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке.

В
создании массовых сцен Некрасов использует приём многоголосья, когда кроме
голоса автора появляются другие персонажи. Поэт мастерски воспроизводит поток
живой разговорной речи,метко индивидуализирует речь героев. В море людских голосов
выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни.
Характерный пример – глава «Пьяная ночь», где реплики сливается в одной строфе
в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах раскрываются
особенности национального характера : бесшабашная удаль, душевная широта,
способность к сопереживанию.

Взгляд
Некрасова реалистичен, трезв. Крестьяне предстают перед читателями и жестокими,
и безобразно пьяными, и невежественными до дикости. Но крестьянство, обладает
способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой.Среди народа Руси,
автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за
истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного
словесного искусства.

Богатство
черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах
поэмы. Вся поэма с начала и до конца пронизана атмосферой духовных поисков.
«Кому на Руси жить хорошо» начинается спором семерых мужиков,этот спор является
не только зачином, но и началом целой системы споров и напряжённых размышлений.
Спорит с Вертенниковым Яким Нагой, спорят о Ермиле Гирине Федосей и поп,
Матрёна Тимофеевна рассказывает о спорах Савелия с самим собой и со всем крестьянством,
в споре рассказываются легенды о Кудеяре, о Якове верном, о крестьянском грехе.
Индивидуальные образы поэмы – это образы постоянно ищущих правду жизни
людей.Индивидуальный бунт против несправедливости, душевная стойкость воплощены
в образе Савелия, которому даны черты эпического героя. Дух свободолюбия как
будто передан им в наследство Матрёне Тимофеевне. Но в героине поэмы есть как
душевная красота русской женщины, так и жертвенность матери и жены. А в Якиме
Нагом выражены правдоискательство и тяга к прекрасному.

Русский
народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшенству.
Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность
создают противоречивую реальную картину народной жизни.

Можно
не соглашаться с позицией автора, призывающем к бунту, к насилию, но жизнь
народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом
отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным
произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий