1.
Производственная мощность: сущность, порядок расчета, показатели и пути
улучшения использованияОт уровня материально-технической
базы предприятия, степени использования его производственного потенциала
зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска
продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое
состояние и многое другое.Если
производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это
приводит к увеличению доли постоянных издержек в их общей сумме, росту
себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.Под
производственной мощностью предприятия принято подразумевать максимально
возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов
и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может
выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в
натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не
может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники,
технологии и организации производства и стратегии предприятия.Степень использования
производственных мощностей характеризуется следующими показателями:1. Коэффициент использования
производственной мощности К исп. мощ.. Он определяется как отношение
фактического (планового) годового объема производства продукции к среднегодовой
производственной мощности предприятия.2. Коэффициент интенсивности
использования производственной среднесуточной мощности Ки.з.. Он находится
как отношение среднесуточного выпуска продукции к среднесуточной производственной
мощности.3. Коэффициент эффективности
использования производственной мощности К э.з.. Он находится как
отношение фактического (планового) фонда рабочего времени к расчетному фонду
рабочего времени, принятого при определении производственной мощности.Для
характеристики пассивно части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на
1 м2 производственной площади, который в некоторой
степени дополняет характеристику использования производственных мощностей
предприятия, повышение уровня данного способствует увеличению производства
продукции и снижения ее себестоимости.Кроме того, для
оценки производственной мощности предприятия, целесообразно проанализировать
использование технологического оборудования. Данный анализ базируется на
системе показателей, характеризующих использование его численности, времени
работы и мощности.Для
характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают
следующие показатели:1. Коэффициент использования
парка наличного оборудования.КН
= Количество используемого оборудованияКоличество
наличного оборудования2.
Коэффициент использования парка установленного оборудования.Для
характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени
его работы. Он включает:— календарный
фонд времени – максимально возможное время работы оборудования (количество
календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 часа и на количество единиц
установленного оборудования);— режимный
фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на
количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной
работы с учетом коэффициента сменности);— плановый
фонд – время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахождения
оборудования в плановом ремонте и на модернизации;-фактический
фонд рабочего времени.Для
характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие
показатели:-Коэффициент использования
календарного фонда времени:Кк.ф.
= Тф / Тк-Коэффициент
использования режимного фонда времени:Кр.ф. =
Тф / Тр-Коэффициент
использования планового фонда времени:Кп..ф. =
Тф / Тп-Удельный вес
простоев в календарном фонде:Уд= ПР/ Тк
где Тф, Тп,
Тр, Тк — соответственно фактический, плановый,
режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования;ПР – простои.
Также
необходимо рассчитать общие показатели. К таким относятся следующие:1. Показатель
фондоотдачи. Он определяется по формуле:ФО= С/Ф
где С –
годовой объем продукции (работ, услуг) тыс. руб.Ф- среднегодовая
стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.Так как на
выпуск продукции в основном влияет активная часть основных производственных фондов,
то необходимо также определить фондоотдачу активной части основных
производственных фондов по формуле:ФО А =
С СМР / ФАПгде ФО А
— фондоотдача активной части ОПФ;ФАП –
среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов, тыс.
руб.Показателем,
обратным фондоотдаче, является фондоемкость, показывающая, какая часть стоимости
основных производственных фондов приходится на один рубль выполненного объема
работ.ФЕ = Ф/С
В заключение анализа
использования производственных мощностей предприятия подсчитывают резервы увеличения
выпуска продукции и фондоотдачи.Основными
направлениями улучшения использования производственной мощности предприятия
являются:1.
Направления экстенсивного характера: повышение коэффициента сменности работы оборудования,
сокращение сроков установки освоения оборудования, уменьшение простоев в
ожидании ремонта, в ремонте, из-за отсутствия материалов, энергоносителей,
рабочей силы и других внеплановых простоев.2.
Направления интенсивного характера: совершенствование конструкций машин,
оборудования, транспортных средств, улучшение качества их изготовления; применения
прогрессивной технологии; комплексная механизация и автоматизация производства;
модернизация производства; совершенствование текущего технического обслуживания
оборудования; повышение квалификации рабочих.2 Цена: ее
сущность, виды и структура. Роль государства и предприятия в ценообразованииЦена является
важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара – это стоимость,
выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд
важнейших функций.Учетная
функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию
продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.Распределительная
функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов
между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и
социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда
налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты
разных уровней.Стимулирующая
функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса,
повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от
технического уровня и качества последней.Цена
выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их
колебания.Функция цены
как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те
секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.Цена зависит от
способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:— предприятие
оптовая торговля;оптовая
торговля – розничная торговля;розничная
торговля потребитель.Соответственно,
выделяют три основных вида цен:-оптовая цена
предприятия;оптовая цена промышленности;
розничная
цена.Структуру
цены можно представить в виде таблицы.Таблица 1-
Структура цены
Себестоимость продукции | Прибыль производителя продукции |
Снабженческо-сбытовые организации (посредники) |
Торговые организации (розничная торговля) |
||
Оптовая цена предприятия |
Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |
Оптовая цена промышленности |
|||||
Розничная цена |
Оптовая цена
предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при
реализации продукции производственного назначения, т.е. когда поставки от
предприятия – производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при
поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной
торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной
ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные
торговые точки.
Необходимо
также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется
налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога – это
оптово-отпускная цена.
Далее
остановимся на ценообразовании. Ценообразование – это процесс установления цены
на конкретный товар состоящий из следующих этапов:
-выявление внешних
по отношению к производству факторов, влияющих на цены;
постановка
целей ценообразования;
выбор метода
ценообразования;
разработка
основной стратегии;
рыночная
корректировка цены (ценовая тактика);
страхование
цен.
Ценовая
политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов,
обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных
условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического
характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с
использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры
рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно
складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния
на ценовую политику, на ценообразование.
К внешним
факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных
сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень
необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.
Внутренние
факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде
его производственной и организационной структуры, организации снабжения
необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.
Влияние
государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на
конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли
продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со
стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении
надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается
в установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует
отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными
органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной
величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий
для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.
3.
Производственная структура предприятия. Факторы, определяющие структуру
предприятия
В первую
очередь необходимо сказать, что же представляет из себя производственное
предприятие. Итак, производственное предприятие – это обособленная
специализированная единица, основанием которой является профессионально
организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении
средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять
работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Далее
необходимо остановиться на понятии структуры. Структура – это совокупность составляющих
систему элементов и устойчивых связей между ними.
Структура
предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов,
лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.
Пример структуры предприятия представлен на рисунке 1.
Факторами,
определяющими структуру предприятия являются: характер продукции и технология
ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и
кооперирования его с другими предприятиями, а также степень специализации производства
внутри предприятия.
Рабочие места