Философские идеи
эпохи Просвещения в БеларусиСодержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Общая
характеристика белорусской философии данного периода…………42. Идеи
Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ……….…73. Философские
идеи Б. Добшевича и А. Снядецкого……………………………..9Заключение……………………………………………………………………………11
Список
литературы……………………………………………………………………12Введение
Отечественная философия сегодня как никогда ощущает
необходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих в
современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную
культурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное
сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.Отличительной чертой белорусской философии является
чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и
отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном
общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим
разнообразные философско-социологические исследования различных этапов
отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций
гуманизма.1. Общая характеристика белорусской философии данного
периодаВ последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не
только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских
мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи
Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали
свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства
белорусских просветителей развивались в русле теории «натурального
права«, которая была изложена в труде Т. Млоцкого »Свидетельство об
истоках натурального права» (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса
о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к
теории «общественного договора» Руссо.Последующие события (война 1812 г., а также
русификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философии
Просвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете.
Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея
Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных
обществ шубравцев, филоматов, филаретов, «военных друзей» и др.Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением
практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут,
Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина),
методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций
Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века,
когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением
в состав Российской Империи [2; С.748].Особенностью философии Беларуси (в том числе и
рассматриваемого периода) можно назвать тенденцию к постепенной утрате
достигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходе
конкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей и
смены этапов философского развития, а также нарастание интенций к самозамыканию
и периферизации с последующим «угасанием», а не переинтерпретацией
проблем в иной системе идей. Особенно это заметно на примере идейного (в том
числе философского) развития «золотого» периода. Соразмерные эпохе и
общеевропейскому контексту периоды Возрождения и Реформации, в определенной
мере Контрреформации, и все же «сниженная», хотя и своеобразная
версия европейского Просвещения (несомненно весомая на уровне внутринациональных
задач), с угасанием так до конца и нереализованных идей которого к 1830-м
пресекается линия непосредственно преемственного философского развития в целом.
Конечно, во многом эти процессы связаны со внефилософскими контекстами потеря
государственности, неудачи национально-освободительных восстаний, ликвидация
унии, изгнание ордена иезуитов и ограничение просветительской деятельности иных
католических орденов, ликвидация системы высшего образования на территории
Беларуси и т.д. Однако, не последнюю роль в этом отношении сыграли внутренние
культурные процессы (во многом исторически социально-политически
обусловленные). Прежде всего, это связано с победой Контрреформации в Польше и
ВКЛ. Были свернуты широкие образовательные и просветительские протестантские программы
и созданная (прежде всего кальвинистами) сеть учебных заведений, усилилось
открытое политическое давление на православие (которое и само в этот период
переживало не лучшие свои времена в Беларуси). Фактически прекратили свое
функционирование православные религиозные братства, началось (ранее
отсутствовавшее в ВКЛ) преследование еретиков и атеистов. Следует добавить, что
чуть ранее в ВКЛ была прекращена деятельность антитринитариев, многие из
которых были вынуждены покинуть страну (в Европе переосмысление круга их идей и
проблем явилось одним из духовных истоков философии Просвещения) [1; С.357].18 — начало 19 в. характеризуются в истории философии
Беларуси как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так и
возникновением антисхоластических течений: эстетика Я. Фальковского (1778-1836)
и Ф.Н. Голянского (1753-1824); эклектическая философия Б. Добшевича
(1722-1794), К.Нарбута (1738-1807), А. Скорульского (1715-1780), С. Шадурского
(1726-1789), Гродненских философских рукописей. Несколько особняком стоит
фигура Ф. Богуша (1746-1820). Важно отметить линию, непосредственно не
связанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский (1750-1817), К.
Вырвич (1717-1793), М. Корицкий (1714-1781), К. Роговский (1728-1810), И.
Стройновский (1752-1815), М. Почебут (1728-1810), И.И. Хрептович (1729-1812) и
др. Это период творчества в Германии выходцев из Беларуси: экономиста и
утописта С. Аскерки (1712-?) и философа С. Маймона (1753-1800). Во второй
половине 18 в. «философствование» становится модой в Речи Посполитой,
образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературные
объединения: ряд историков и поэтов Польши были выходцами из Беларуси: А.С.
Нарушевич (1733-1796), Ф.Д. Князьнин (1750-1807) и др. Центрами притяжения
интеллектуальных и художественных сил в Беларуси этого периода стали фигуры А.
Тызенгауза (1733-1785), М.К. Агинского (1765-1833), И.И. Хрептовича, позднее
А.Ю. Чарторыйского (1770-1861). Культовыми становятся герои восстания 1794
года: выходец из Беларуси А.Т.Б Костюшко (1745-1817) и непосредственный
руководитель восстания в ВКЛ поэт-революционер Я. Ясинский (1761-1794). В конце
18 — начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы (прежде
всего в Вильне) классического естествознания и происходит философское
осмысление его оснований: М. Почебут, Ю. Мицкевич (1744-1817), СБ. Юндзил
(1761-1847), Я. Снядецкий (1756-1830), А. Снядецкий (1768-1838), Ю. Ясинский
(2-я пол. 18 в. 1833) и др. Происходит становление и социо-гуманитарного
знания: филологии (С.И. Богуш-Сестрацевич (1731-1826), М.К. Бобровский (1784
(1785) 1848 и др.), политической экономии (Я. Зноска (1772-1833), И.
Стройновский и др.) и т.д. В это время в Гродно (по приглашению А. Тызенгауза),
а затем в Вильне работал (1775-1783) французский ученый натуралист Ж.Э. Жилибер
(1741-1814). Некоторое время в Вильне преподавал немецкий ученый и
философ-материалист Г. Форстер. В последние десятилетия независимого
существования в Речи Посполитой была предпринята масштабная попытка реформы
системы образования. Была создана так называемая Эдукацийная комиссия и Комитет
народного образования на территории Беларуси и Литвы. Активную роль в их
организации и деятельности исполнили И.И. Хрептович, И. Стройновский, Д.З.
Пильховский (1735-1803), И Я. Масальский (1729-1794).С демократических позиций проблематика социальной
философии была актуализирована в 19 в. в работах М. Лавицкого (1816-1900), А.
Незабытовского (1819-1849). Ф. Савича (1815-1846). Однако в целом традиция
профессионально практикуемой философии в Беларуси 19 в. утрачивается,
собственно философские работы скорее исключение, чем правило. Поиски
утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путей
развития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. (в некоторой
мере и под воздействием круга идей романтизма) к возникновению мощной волны
этнографических (шире культурно антропологических) исследований, в которых
наряду с белорусскими участвовали польские, российские, украинские ученые.2. Идеи Просвещения в деятельности легальных и тайных
обществОтчетливый импульс к переориентации на идеи просвещения был
порожден нереализованным проектом возникшего в Виленском университете общества
филоматов (т.е. тех, кто «стремится к знаниям»), преобразованном в
1821 в общество филоретов («друзей благотворительности»),
разгромленное в 1823. В общество входили И.И. Домейко (1802-1889), Т. Зан
(1796-1855); А. Мицкевич (1798-1855), Я. Чечот (1796-1847), Ю. Яжовский
(1798-1855) и др. Большую популярность в Беларуси приобретают идеи И. Лелевеля
(1786-1861), польского историка и правоведа, идеолога
национально-освободительного движения, в 1804-1808 учившегося, а в 1815-1818 и
в 1821-1824 преподававшего в Виленском университете (Я. Чечот его
непосредственный ученик). Проект задавал ориентации на идеи национального,
культурного и государственного Возрождения, актуализировал социальную тематику,
нацеливал на знание жизни простого народа, т.е. задал (по сути) новый круг
ориентиров для философской и социально-гуманитарной мысли Беларуси всего 19 —
начала 20 в., породив горизонт часто взаимоисключающих друг друга версий их
осмысления.Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскими
задачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакции
они воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились к
национально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктом
которой было требование национальной независимости народов и уничтожение
креспостного права, несовместимого и натуральным правом и здравым умом [1;
С.774].Поиски путей социального и национального освобождения приблизили
филоматов к изучению истории родной страны (Малевский, Ходько, Чачот),
верований, обычаев и устнопоэтического творчества белорусского народа
(Мицкевич, Зан, Чачот, Петрашкевич).Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефераты
и собственные художественные произведения. Чачот написал белорусские
стихотворные обращения к именинам председателя общества Ежовского (19.3.1819
г.), Малевского, на приезд Мицкевича, образная система которых целиком
опиралась на поэтику белорусских народных песен.Филоматы стремились легализовать свою деятельность через общество
«Лучистые», установили конспиративные контакты с организацией
декабристов. В 1820 году в составе филоматов организовано нелегальное общество
филаретов.Филареты (от греческого «тот, кто любит благотворительность»)
нелегальное общество виленских студентов в 1820 1823 гг. Организовано в
составе филоматов.3. Философские идеи Б. Добшевича и А. Снядецкого
Бенедикт Добшевич (1722-1794) представитель
эклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке и
Вильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 — декан теологического
факультета Виденской академии. В 1760 издана первая книга Добшевича
«Взгляды новых философов…», фактически являющаяся курсом лекций,
прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме. Другие работы:
«Лекции по логике…» (1761), «Философские тезисы» (1762),
«Краткие извлечения из универсальной философии» (1771). В этих
работах Добшевич представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходного
периода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духе
раннего Просвещения) Добшевич считает постижение истины и блага. Основой философии
он считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, без
которой невозможна рациональная мысль. Первой частью философии является логика,
опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качестве
методологии, использующей истины математики и законы естествознания. Основными
принципами логики Добшевич считал принцип достаточного основания и принцип
сомнения. Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины это только
логическое понятие, Добшевич принимает концепцию Лейбница о двух истинах:
необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий
индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примирив
традиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработан
у него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику.
Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может быть
представлено по-разному. Например, прямая линия кратчайшее расстояние между
двумя точками, или такая линия, конечные пункты которой ограничивают
срединные точки, либо такая линия, все части которой подобны. Вывод: под
разными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д.
немало, что позволяет говорить о предвосхищении современной
логико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его
«методическому сомнению» находит у Добшевича интерпретацию в духе
толерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современному
принципу диалога (Бахтин). Более традиционна у Добшевича метафизика, которая
подразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественную
теологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию. В целом
философской системе Добшевича присущи постоянные противоречия между
философскими и теологическими положениями [5; С.217].Анджей Снядецкий (1768-1838) польский просветитель,
ученый, публицист, популяризатор философии и науки в Беларуси и Литве. Учился в
университетах Кракова, Павии, Эдинбурга. Около 40 лет работал в Виленском
университете. Младший брат Я. Снядецкого. В биологии разработал ряд положений,
предваряющих идеи и открытия молекулярной биологии (возможность различной
конфигурации молекул белка и разной их роли в жизнедеятельности живых существ).
Главный его труд по биологии «Теория органических существ» (2 тома,
1804-1811). В философии, как и его брат, опирался на концепцию
ественно-научного материализма, раскрывая обусловленность психических процессов
материальными образованиями и внешним воздействием среды. С этих же позиций
подходил и к социальной философии. Снядецкий сторонник теории естественного
права, договорной теории государства. Дал один из образцов морализаторской
критики современного ему общества. Особо интересовался социальными
«болезнями». Средством их преодоления, прежде всего, считал
образование.Заключение
В целом период 18 — начала 19 ст. (примерно по 1830-е) в
истории философии Беларуси может быть охарактеризован как предпросвещенческий и
просвещенческий. Отдельные его импульсы ощущались еще практически всю первую
половину 19 в.: сенсуализм А. Довгирда (1776-1835), шеллигианство Ю.
Галуховского (1797-1858), кантианство Ю.У. Быховца (1778-1845), моральная
философия Ф. Бохвица (1799-1856), эстетика Л. Баровского (1784-1846), теология
В. Бучинского (1789-1853) и др. Спорадичность профессионального
философствования в первой половине 19 в., закрытие высших учебных заведений и
т.д., сворачивание традиции Просвещения, смена ценностно-культурных ориентиров,
связанная с вхождением Беларуси в состав Российской империи, свидетельствуют о
завершении целой эпохи в развитии.Список литературы
1.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах .
Ростов-на-Дону:“Феникс”, 1999. 544с.2.
История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич. – Мн.: Новое
знание, 2001, 792 с.3.
История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону,
”Феникс”, 1999. 576с.4.
Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – XVI, 731 с.5.
Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. –
560 с.