Источники Конституционного права РФ

Дата: 21.05.2016

		

|Юридический |
|4 курс, |
| | |Кафедра Конституционное |
| | |право |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Конституционное право |
| |России |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: |
| |ТЕМА: Источники Конституционного |
| |права РФ |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: |
| | |
| |
|2000г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4
Глава 2. Источники конституционного права РФ 7
2.1. Конституция РФ — основной источник конституционного права. 7
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного
права. 8
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10
2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 11
2.5. Декларации. 11
2.6. Постановления правительства РФ. 11
2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 12
2.8. Договора и соглашения. 12
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 13
2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. 14
Заключение 15
Список использованных источников: 16

Введение

В общей теории права принято различать понятия источника права в
материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под
источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание
права. К ним принято относить материальные условия жизни общества,
свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются
формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу
правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые
акты.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые
акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу
конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не
только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.
После отмены акта он перестает считаться источником действующего
конституционного права.
Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации1,
принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря
1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать — сердцевину,
конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в
нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более
сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское
государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению
нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только
самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых
актах.
При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ,
комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной при
написании данной работы, я хотел бы отметить работу «Федеральное
конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических
вузов и факультетов» Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и
последовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того,
при написании данной работы использовался учебник по конституционному
праву РФ «Конституционное право России » под редакцией Е. И. Козлова,
О.Е. Кутафина.2

_________
1.См.: Российская газета №251 от 25.12.93
2. См.: Конституционное право России. Под редакцией Козлова Е.И., Кутафина
О.Е. — М.: Юристъ, 1999. -520 с.

Глава 1. Обзор источников конституционного права.

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками
конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является
основным источником отрасли конституционного права. К числу источников
конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения,
относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Они различаются:

-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку принятия;
-по возможности применения в отношении них отлагательного вето
Президентом Российской Федерации.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить:

-«О референдуме Российской Федерации» N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года
1;
-«Об арбитражных судах в Российской Федерации » N 1-ФКЗ от
28.04 1995 г. 2;
-«О судебной системе Российской Федерации «N 1-ФКЗ от 31.12 1996г3;
-«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. ;
— «О правительстве Российской Федерации» N 2-ФКЗ от 17.12.1997 4г.

Среди федеральных законов источниками конституционного права являются
такие, как:

-«О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » N 3-ФЗ
от 08.05.1994 г5.;

_______
1. См.: «Российская газета», N 204, 19.10.95.
2. См.: «Российская газета», N 93, 16.05.95.
2. См.: «Российская газета», N 43-44, 04.03.97.
3. См.: «Российская газета», N 245, 23.12.97.
4. См.: «Российская газета», N 88, 12.05.94.

-«Об общественных объединениях» (1995 г.)1
-«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» (1996 г.)1
-«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации 124-ФЗ от 19.09.1997 г.2;

Следующий источник конституционного права образуют три договора о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим
наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации.
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой
специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о
разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,
заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции
Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «О
разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Татарстан»3(от 15.02.1994 г.),
аналогичный договор «О разграничении предметов ведения и взаимном
делегировании полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской
Республики»4 (от 01.07 1994 г.) и.т.д.
Значительной частью источников конституционного права являются
постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании
Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125
Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного
характера. К числу прочих источников конституционного права Российской
Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о
различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной
и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и
Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской
Федерации и т. д.)

_______
1. См Учебник «Конституционное право России»
2. См.: «Российская газета», N 186, 25.09.97, N 189, 30.09.97.
3. См.: «Российские вести» №35, 22.02.96
4. См.: «Российские вести» №40, 29.02.96

Особое место среди источников Конституционного права занимают
декларации:

-Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.;
-Декларация о языках народов России N 1807-1 от 25 октября 1991 г.
1;
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
2

Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них
формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития
государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции,
определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей
политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее
законодательство.
В связи с образованием Союза Беларуси и России источником
конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный
23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный их
парламентами. 3
К источникам конституционного права, действующих только на территории
субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции
республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными
(представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме
закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию,
структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны
соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По
отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта
Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и
другие нормативные правовые акты не могут противоречит им.
Источниками конституционного права являются также международно-
правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих
обязательную силу для Российской Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции,
«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой
системы».

_________
1. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 50,ст. 1740.
2. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 52,ст. 1865.
3. См. :»Российская газета»от 24 мая 1997 г.
Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции
системы конституционного права России объясняет такую особенность видов
источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего
Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской
Федерации и другим законам.

Глава 2. Источники конституционного права РФ

2.1. Конституция РФ — основной источник

конституционного права.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием
12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые
внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от
09.01.961 и N 173 от 10.02.962)на основании части 2 ее же статьи 137,
истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N
15-П от 28.11.953 представляет собой основной источник конституционного
права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести
следующие:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный
характер и являются первичными. Они не связаны какими-либо законами,
которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в
частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего
характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового
регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых
данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет
механизмы управления государственными и общественными делами;

3) Конституция как источник права характеризуется и широтой
содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства,
его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации,
____________
1. См.: «Российская газета», N 7,13.01.96.
2. См.: Российская газета», N31, 15.02.96.
3. См.: «Российская газета», N 240, 14.12.95.

принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В
Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы
собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни.
Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности,
права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений
государством.

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты,
принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
(ст.15);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников
федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их
юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что
установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения
государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые
общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом
наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её
нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной
деятельности.
Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной
источник конституционного права служит формой установления норм,
составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового
регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

2.2. Федеральные Конституционные законы как источники

конституционного права.

Следующим источником конституционного права России являются федеральные
конституционные законы.
Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции
Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные
законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации
и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре,
чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое
представление о соотношении юридической силы Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных
законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1
статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации») и
части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать
определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные
конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это,
например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных
конституционных законов относятся: вставить
Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные
законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы,
подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными
конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

( чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
( военное положение (ч. 3 ст. 87);
( образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
( порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2
ст. 65, ч. 1 ст. 137);
( порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5
ст. 66);
( описание и порядок официального использования государственных
символов — государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);
( порядок назначения референдума (п. «в» ст. 84);
( статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103);
( порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2
ст. 114);
( судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);
( порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю
конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей
Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия
федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-
8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко
многим вопросам.

Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108
Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных
конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше
перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная
материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это
позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального
Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской
Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с
которым не будет согласна почти половина законодателей.
Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по
конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное
Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по
остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют
конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав
федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»1 N
2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не
только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено
Конституцией.
Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один,
как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два — институты
судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием
остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом
развитии нашего государства

2.3. Указы и распоряжения Президента РФ.

Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции
указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории
Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числу
подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.
Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125
Конституции) и ненормативными.
Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий
Президента или в случае пробелов в законодательстве.
Ненормативные — это акты применения Президентом какого-то закона;
по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они
носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей
компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г.
Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу
вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут
изданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительно
редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются.
Распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной и
радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные
изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по
ядерной и радиационной безопасности.
Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и
главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов
Российской Федерации.

2.4. Регламенты палат Федерального собрания.

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат
Федерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для
организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и
подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют
круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением
законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок
прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой
применения.

2.5. Декларации.

В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые
нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и
аналогичные акты в ряде республик — субъектов Российской Федерации,
Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были
приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных
депутатов или Верховными Советами республик.
Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-
правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г.
Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо
упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их
юридической силе и о порядке принятия. Парламент вправе принимать
подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в
порядке обычной законодательной процедуры.

2.6. Постановления правительства РФ.

Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно
издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в
Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановления
Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников
конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые
содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой
отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами,
т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента
Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти
обязательны для нижестоящих.
Постановления Правительства России являются обязательными для
органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам,
относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и
совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

2.7. Постановления Конституционного суда РФ.

К числу источников конституционного права относятся постановления
Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается
соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации,
законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции,
дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный
Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по
юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу
он таковым является.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не
только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам
управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая
другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности
нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд
подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую
собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в
мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может,
безусловно, считаться нормой.
Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением
споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется,
должны содержать нормы конституционного характера.

2.8. Договора и соглашения.

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые
Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние
договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или
между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15)
устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.)
Конституция устанавливает примат международного права по отношению к
внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора. Эта конституционная норма
будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское
Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий
законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются
источником конституционного права каждой
входящей страны.
К числу источников конституционного права относятся правовые
акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов
которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в
будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и
наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их
принятия и юридическая сила пока не определены.
В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до
говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается
Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены
основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример:
Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г.,
которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное
делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и
Республики Татарстан.

2.9. Правовые акты СССР и РСФСР.

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного
права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не
будет принято заменяющее их законодательство. В постановлении Верховного
Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на
территории России до принятия соответствующих законодательных актов
Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не
противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
«Заключительные и переходные положения» Конституции 1993г.
устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на
территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей
Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции
Российской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и
постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом
СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя
по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно
убывает.

2.10. Акты представительных органов местного

самоуправления.

Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного
самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты
регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют
права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его
источником.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что
не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые
осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве
источника конституционного права признают обычаи и доктрины
(взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права,
сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике
для этого пока нет оснований.

Заключение

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники
конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления
законности в правовом государстве. Совершенство названных источников
напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а
практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания
гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.
От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования источников конституционного
права в современном государстве России?

Необходимо нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы
государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой
права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один
из них — Конституция. При этом Конституция государства не может
ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Все правовые акты и
иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие
Конституции, не должны иметь юридической силы.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.
2. Мирошникова В.А. 0 Комментарий к Конституции РФ. — М.: Ассоциа-
ция авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998 г.
3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов
юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-
741с.
4. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь.
М.-1995 г.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России ”.
Учебник
М.: Юристъ, 1999 г.
6. Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для
студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. — М.
Норма, 1996.-385 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий