Финансово-промышленные группы

Дата: 21.05.2016

		

ПЛАН
|Введение |……………….|2 |
| |……………. | |
|1. Мировой опыт развития ФПГ |……………….|3 |
| |……………. | |
| 1.1. Исторические предпосылки появления |……………….|3 |
|ФПГ |……………. | |
| 1.2. Философия деятельности ФПГ |……………….|4 |
| |……………. | |
| 1.3. Опыт организации ФПГ Японии |……………….|5 |
| |……………. | |
|2. Становление ФПГ России |……………….|10|
| |……………. | |
| 2.1. Правовая база создания и |……………….|10|
|функционирования ФПГ в РФ |……………. | |
| 2.2. Проблемы и перспективы развития ФПГ в|……………….|13|
|РФ |……………. | |
| 2.3. Проблемы развития ФПГ в странах СНГ |……………….|16|
| |……………. | |
|3. Проект организации ФПГ в Хабаровском крае |……………….|19|
| |……………. | |
|Заключение |……………….|22|
| |……………. | |
|Список использованных источников |……………….|23|
| |……………. | |

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна переживает тяжёлые времена — эпоху перемен, и каждый
переживает это по-своему. Каждый — в широком смысле слова: человек, группа,
класс, формация. Правительство не устаёт повторять, что экономический рост
ожидается «на днях», оппозиция устала говорить о том, как всё плохо, а
народ устал никому не верить. И каждый по-своему прав. Однако путь к
спасению ищут все. Пожалуй, три замечательных вопроса — Что делать, С чего
начать и Кто виноват — остаются самыми актуальными вопросами для России на
протяжении века.
В начале века мы посчитали, что выход — это централизованное
планирование (один за всех и все за одного). Сегодня Россия, сломя голову,
ринулась в рыночную стихию, где, вроде бы, каждый выживает в одиночку.
Однако жизнь показала — не стоит отстаивать тезис вхождения в рынок «каждый
сам по себе». На первое место должны быть поставлены вопросы укрепления
государственного регулирования экономических процессов, повышения
эффективности использования государственной собственности в структурах с
государственным участием в акционерном капитале.
Промышленники, истерзанные зрелищем распада, помышляют о державной
определённости, вспоминают как первую любовь времена Госплана и Госснаба.
Перспективной альтернативой отраслевой системе управления представляется
взаимодействие правительства с «верхушками» мощных финансово-промышленных
групп (ФПГ). ФПГ — прекрасный инструмент для осуществления государственного
влияния на предприятия. Участники реализуют определённую программу, а
государство оказывает им экономическое, научно-техническое содействие.
Сегодня нужно в полной мере использовать способность ФПГ быть
заинтересованным проводником экономической политики через участие в
федеральных программах, доверительное управление пакетами акций,
находящимися в собственности государства, широкую инвестиционную
деятельность. Объединения могут сыграть важную роль в повышении
управляемости в ведущих хозяйственных комплексах, способствующих решению
стратегических проблем на приоритетных для нашей экономики направлениях.
Однако нельзя создать действенные ФПГ с помощью указов и постановлений
«сверху», необходимо инициатива «снизу». Как ни удивительно, но в данном
случае в нашей стране всё происходило по правилам. Первые ФПГ появились в
1994 году, их деятельность регулировалась подзаконными нормативными актами.
А в 1995 году был принят Федеральный Закон «О финансово-промышленных
группах», который разрабатывался на основе мирового опыта развития ФПГ,
прошедших проверку временем, а также с учётом проблем, выявленных при
организации российских ФПГ.
1. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ФПГ

1.1. Исторические предпосылки появления ФПГ
Как показывает мировой опыт, процесс концентрации производства и тем
более капитала не тождествен процессу монополизации, хотя между ними
существует тесная связь. В конце ХIХ — начале ХХ веков эти процессы почти
совпадали, а монополии носили, как правило, отраслевой характер. Чем
крупнее был трест, синдикат, тем сильнее возрастала его доля в
соответствующей отрасли и тем в большей мере он становился монополистом.
Однако начиная с 60-х годов нашего столетия этот процесс существенно
видоизменился и усложнился. Монополистические гиганты, господствовавшие в
той или иной отрасли, чувствовали себя не слишком комфортно в условиях
резко меняющейся коньюктуры на рынке, в особенности перед конкурентами,
стремящимися внедриться в данную отрасль, и, наконец, перед лицом монополий-
смежников: по линии сырья и сбыта готовой продукции.
На смену одноотраслевой экспансии пришли процессы вертикальной
интеграции и, что ещё важнее, — многоотраслевой диверсификации
производства. Бывшие отраслевые тресты превратились в многоотраслевые
концерны. В результате каждый из них стал иметь свои производства во
многих, как правило, десятках отраслей. Да и число крупных предприятий в
каждой из отраслей тоже увеличилось. Рельефнее всего это проявилось в США.
Так, в автомобильной промышленности, кроме «Форда», возникли ещё два
гиганта — «Дженерал Моторз» и «Крайслер». В нефтяной вместо двух-трёх
мировых монополистов образовались более двух десятков мощнейших компаний.
Утверждение крупных многоотраслевых концернов создало реальные каналы
межотраслевого движения монополистического капитала. Научно-техническая
революция не только обеспечила ему дополнительные сферы приложения, но и
подготовила необходимые предпосылки для дальнейшей жизнедеятельности. А
происшедшая в послевоенный период модификация финансово-кредитной системы
расширила монополию рынка капиталов. Массовому переходу капиталистических
концернов к многоотраслевому устройству способствовало и государствено-
монополистическое стимулирование — как прямое, так и косвенное. Например, в
США все попытки нефтяных концернов поглотить какую либо отдельную фирму тут
же пересекались министерством юстиции.
По мере интернационализации производства и капитала, увеличения
степени открытости экономик развитых стран число конкурентов значительно
пополнилось иностранными транснациональными корпорациями. В результате
вместо одной, существовавшей в начале века монополии только на
автомобильном рынке Америки, появилось около двух с половиной десятков
компаний Западной Европы, Японии и Южной Кореи, некоторые из них имели по
несколько заводов в США. Такую ситуацию стали называть монополистической
конкуренцией.
Следовательно, тенденция к усилению монополизации не подавила
конкуренции. Напротив, с помощью многоотраслевой (а затем и международной)
экспансии, поддерживаемой государством, породила новые формы, а также
подняла её на качественно новый уровень и колоссально ускорила научно-
технический прогресс, не дав гигантским концернам «задохнуться» в сфере
одноотраслевого монополизма. И, безусловно, это стало одним из определяющих
явлений развития экономики во второй половине ХХ столетия.

1.2. Философия деятельности ФПГ
Деятельность ФПГ основана исключительно на взаимовыгодных отношениях.
Во главу угла ставятся основные постулаты: деньги не могут возникать из
денег; доход инвестора должен быть связан с производством либо торговлей,
носить сугубо конкретный характер; взаимоотношения строятся на основе
партнёрства; каждый участник ФПГ преследует собственные, специфические
цели, но традиционно они сводятся к следующему:
стабильные поставки;
конкурентная цена;
хорошее качество;
своевременная доставка;
хорошие условия расчётов;
прочие деловые условия;
гибкость в бизнесе;
совместная разработка новых товаров;
взаимовыгодная торговля;
взаимное доверие;
отсутствие других поставщиков.
В сфере поставок основных производственных материалов основной
причиной создания ФНГ считается стабильное предложение. Возможно, это
происходит из-за консервативного менеджмента в крупных компаниях. У
западных предпринимателей всё ещё живы воспоминания о нехватке материалов
во время и сразу после войны, а также в период энергетического кризиса 70-х
годов. Они нацелены на стабильность поставок из-за страха перед нехваткой
материалов.
В сфере производства капиталоёмких товаров хорошее качество было
отмечено как наиболее важная причина для установления долговременных
деловых отношений. Здесь «хорошее качество» не означает высокое, а
качество, соответствующее потребностям. Оно может быть достигнуто через
поддержание тесной обратной связи между поставщиком и покупателем, что
возможно только при долгосрочных отношениях.
В сфере основных производственных материалов определяющую роль играют
конкурентные цены и хорошее качество. Система скидок и централизованных
льгот делают корпоративные связи высокоэффективным финансовым инструментом.
Общие усилия участников направлены к тому, чтобы создать замкнутую
технологическую цепочку, что позволяет снять проблему оборотных ресурсов,
оптимизировать расчёты. В частности, появляется реальная возможность для
введения корпоративных средств платежа: как для взаиморасчётов внутри
группы, так и для фирменных магазинов, оптовых и розничных.
Обмен информацией о производственных планах и программе инвестиций на
будущее повышает эффективность бизнеса как поставщика, так и покупателя.
Конечно, существует риск злоупотребления информацией, но если одна из
сторон воспользуется этим, будет нарушено взаимное доверие, на котором
базируются долгосрочные деловые взаимоотношения.
Таким образом, концентрация производства и капитала обеспечивает два
основных преимущества участникам ФПГ — экономию на издержках и
стабильность. В сочетании с грамотным управлением и своевременным
внедрением достижений НИОКР ФПГ становятся двигателем прогресса отдельных
отраслей и экономики страны в целом. Кроме того, коллективный орган
мощнейших корпораций в силах воздействовать на такие механизмы
хозяйствования, как налогообложение, инвестирование, ценообразование,
активно влиять на разработку и принятие методов защиты внутреннего рынка и
отечественных производителей, политику сертификации продукции, что имеет
место, например, в Японии.

1.3. Опыт организации ФПГ Японии
ФПГ Японии (keiretsu — яп.) представлены тремя видами (см. Табл. 1.)
Горизонтальные ФПГ
Первый вид ФПГ представляют 20-40 крупных компаний из различных
отраслей промышленности. Каждая фирма является держателем небольшого
процента акций других компаний. Поскольку компании относятся к разным
отраслям, эта форма ФПГ называется горизонтальной. Участники ведут общие
дела, это является ключевым элементом в их взаимоотношениях. Регулярно
проводятся встречи совещательного характера на уровне президентов компаний
для обсуждения специальных деловых проектов.
Три вида ФПГ Японии
Таблица 1.
|Вид ФПГ |Горизонтальная |Вертикальная |Вертикальная |
| | |субконтрактная |дистрибьюторская |
|Природа |Бизнес группы с |Субконтрактные |Дистрибьюция |
| |общими |взаимоотношения | |
| |направлениями | | |
|Характеристики |Историческое |Производители |Торговая сеть, |
| |прошлое |комплектующих |организованная под |
| |Взаимное владение |Долговременные |сильным влиянием |
| |акциями |деловые связи |производителей |
| |Президентские | | |
| |встречи | | |
|Пример |Мицуи, Мицубиси, |Автомобильная |Автомобили, |
| |Сумитомо, Фуйо, |промышленность, |электрические |
| |Санва, Дай-Ичи |электрические |приборы, косметика,|
| |Канджин Групп. |приборы |бензин |

Источник: Маркетинг, 1997, № 2, с. 3.

Горизонтальные ФПГ
Первый вид ФПГ представляют 20-40 крупных компаний из различных
отраслей промышленности. Каждая фирма является держателем небольшого
процента акций других компаний. Поскольку компании относятся к разным
отраслям, эта форма ФПГ называется горизонтальной. Участники ведут общие
дела, это является ключевым элементом в их взаимоотношениях. Регулярно
проводятся встречи совещательного характера на уровне президентов компаний
для обсуждения специальных деловых проектов.
Среди таких компаний — Мицуи, Мицубиси и Сумитомо — типичные zaibatsu
(компании, организованные по принципу кровного родства). История Мицуи и
Сумитомо восходит к XVII веку. Сумитомо начинала как розничный торговец
медикаментами, затем основала производство по обработке меди и развила
данный бизнес. Преуспела в этом секторе и расширила свой бизнес на другие
сферы и Мицуи. Мицубиси начала развитие с торговли кораблями.
Фуйо, Санва и Дай-Ичи КанджинГруп развивались различными путями,
основываясь на давно существующем бизнесе. После войны и американской
оккупации Японии они были расформированы по приказу командования сил
союзников, а японское антимонопольное законодательство в 1947 году
запретило их восстановление. В том же году был издан дополнительный закон,
направленный против сверх концентрации производства, с целью разделить все
японские крупные компании. Но банки сумели избежать этого. Как результат —
через финансовое влияние и приобретение акций банки стали формировать
группы компаний по горизонтали. Сдерживает финансовое влияние
Антимонопольный закон Японии, запрещающий банкам владеть более, чем 5%
акций компании.
С запрещением zaibatsu в Японии холдинговые компании каждой группы
были расформированы, и бывшие члены холдингов стали приобретать акции
других компаний через систему взаимного владения акциями. В качестве
примера можно привести взаимоотношения внутри корпорации Сумитомо. В этой
группе ни одна компания не в состоянии контролировать другую, поскольку
перекрёстное владение акциями в группе Сумитомо не превышает 5%.
Доля шести вышеперечисленных промышленных групп в японской экономике
как по продажам, так и по активам составляет около 15%. Если принять во
внимание зависимые компании, эта доля возрастёт до 25%.
Уровень внутригрупповой торговли «группы шести» в среднем составляет
около 6,9% продаж и 7,8% закупок в 1992 году. Это означает, что 90%
торговли ведётся с внешними компаниями, включая и зарубежные. Таким
образом, относительно небольшая взаимозависимость компаний этих ФПГ
позволяет сделать вывод о том, что связь внутри горизонтальных корпораций
основывается не только на деловых взаимоотношениях, а также на кровном
родстве и желании лоббировать свои интересы в парламенте.
Вертикальные субконтрактные ФПГ
Вертикальные ФПГ основаны на субконтрактных отношениях производителей.
Это особенно типично для автомобильной и электронной промышленности. Такие
ФПГ имеют вид пирамиды, в основании которой находятся производители
компонентов, а наверху — сборщики конечной продукции, а также компании,
обеспечивающие процесс производства и реализации продукции. В такой группе
взаимное владение акциями не является важным элементом. Например, из 171
компании, принадлежащей к сборочной сети Тойота, сама компания Тойота не
владеет ни одной акцией 77-ми компаний, а полностью ей принадлежит лишь два
предприятия.
Связи производителей узлов и агрегатов в длительных деловых
взаимоотношениях основываются на взаимном доверии. Например, когда
предполагаются изменения в модели, сборочная компания представляет основные
идеи новой модели производителям узлов и агрегатов и интересуется их
предложениями. Производители комплектующих, соответственно, запрашивают
своих субподрядчиков. Существует конкуренция, так как сборочная компания
обращается к различным производителям. Выгода этой системы, называемой
«design in», в том, что техническое обсуждение проходит значительно более
эффективно, когда все участники обладают полной информацией и, таким
образом, план инвестиций в оборудование может быть составлен без потерь.
Такой вид субподрядной ФПГ был окончательно сформирован после второй
мировой войны, в то время, когда крупные компании обеспечивали своих
поставщиков финансовой и технологической помощью, поскольку те были в
большинстве своем недостаточно развиты. Таким образом, малые производители
становились зависимыми от крупных компаний. Другая причина создания
вертикальных ФПГ состоит в том, что японское правительство просило крупных
производителей содействовать созданию условий для роста общего уровня
производства.
Сейчас субподрядчики стали сильнее и независимее. Они расширяют бизнес
и ведут дела с компаниями, не входящими в ФПГ, и сборочные компании не
обязательно препятствуют этому. Тойота фактически даже поощряет своих
субподрядчиков продавать продукцию другим компаниям. Сборочные компании
полагают, что слишком обременительно содержать большое количество зависимых
субподрядчиков.
Вертикальные дистрибьюторские ФПГ
Третий вид ФПГ основан на взаимоотношениях производитель —
дистрибьютор и представляет другую вертикальную ФПГ. Он присутствует в
автомобильной торговой сети, при продажах бензина и электротехники. Однако
в последнем случае тесная связь между производителями и дилерами ФПГ
значительно ослабла в наши дни, увеличилась роль независимых
дистрибьюторов. Считается, что японские автомобильные дилеры очень лояльны
к производителям, в то время как их американские и европейские коллеги
более независимы. Однако эта ситуация может измениться, когда зарубежные
производители увеличат свои продажи на японском рынке, и продажи импортных
машин станут более выгодными для японских дилеров. В июне 1995 года
правительства США и Японии согласились в результате длительных переговоров,
что японские производители автомобилей помогут американской стороне
продавать продукцию через японскую дистрибьюторскую сеть.
Японская организация ФПГ в автомобильной промышленности получила
высокую оценку специалистов Массачусетского технологического института,
который опубликовал свое исследование в книге «Машина, которая изменила
мир». В книге подробно исследуются конкурентные преимущества и пути их
достижения в автомобильном бизнесе, подтверждается стирание различий между
«национальными» приёмами и методами конкуренции. Особый интерес
представляет описание опыта адаптации систем «design-in» и системы поставок
«just in time» к потребностям рынка, что позволило значительно повысить
производительность труда американских производителей автомобилей.
Значительно место в книге уделяется информационно-маркетинговой стороне
деятельности ФПГ.
Опыт организации и развития ФПГ Японии признан во всём мире и,
безусловно, имеет для России практическое значение. Конечно, полностью
копировать схемы организации японских ФПГ не имеет смысла — российские
бизнесмены пока ещё слишком далеки от деловой этики и взаимного доверия.
Однако определённые элементы, направления движения товарных, финансовых и
информационных потоков внутри ФПГ необходимо осваивать и внедрять.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФПГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Правовая база создания и функционирования ФПГ
В настоящее время правовые основы создания, деятельности и ликвидации
ФПГ в России установлены Федеральным Законом Российской Федерации «О
финансово-промышленных группах», принятого 27 октября 1995 года, а также
другими нормативными актами.
Федеральный Закон дает следующее определение ФПГ: «Финансово-
промышленная группа — это совокупность юридических лиц, действующих как
основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои
материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о
создании финансово-промышленной группы в целях технологической или
экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и
программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение
рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест.». Таким образом, уже в самом определении ФПГ
раскрывается экономическая сущность этого образования: концентрация
финансового и производственного капитала с целью развития экономического
потенциала того или иного сектора народного хозяйства. Поэтому среди
учредителей обязательно наличие организаций, действующих в сфере
производства товаров и услуг, а также банков или других кредитных
учреждений.
Законом вводится разграничение между транснациональными и
межгосударственными ФПГ. Группы, объединяющие юридические лица, находящиеся
под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющие обособленные
подразделения на территории разных государств либо осуществляющие
капитальные вложения в странах СНГ, регистрируются как транснациональные
(ТФПГ). При создании на их основе межправительственного соглашения им
присваивается статус межгосударственных (МФПГ). Особенности их
организационного оформления, деятельности и ликвидации устанавливаются уже
данным соглашением. Им оговариваются меры поддержки и кредитования.
На транснациональные ФПГ не распространяются никакие
межгосударственные гарантии. Они считаются рядовыми хозяйствующими
субъектами рыночной экономики стран СНГ, и не только не имеют преимуществ,
но и попадают в условия дискриминации по отношению к предприятиям,
участвующим в межгосударственной кооперации.
В интересах общего дела уравнять их статус при регистрации. В
международной практике крупнейшие ФПГ как западных, так и восточных стран
являются транснациональными, осуществляющими производственно-финансовую
деятельность независимо от местоположения (регистрации) головной компании.
Далее законом устанавливается порядок регистрации ФПГ, структура
управления, порядок ведения учёта, контроля и отчётности. Хотелось бы
выделить два момента. Первое, наложен запрет на участие предприятий и
банков в более чем одной ФПГ. Это можно объяснить стремлением ограничить
монополизм, развитие которого вполне обосновано связывают с активным
формированием ФПГ. Второе, центральная компания может быть образована
только как открытое акционерное общество, что препятствует созданию ФПГ в
оборонной промышленности. Между тем именно в «оборонке», где уровень
развития фундаментальной и прикладной науки достаточно высок, деятельность
ФПГ была бы весьма эффективна.
Интерес представляет статья 8 «Организационный проект финансово-
промышленной группы» которая обязывает учредителей ФПГ представить в
полномочный государственный орган пакет документов, содержащий сведения
целях и задачах, инвестиционных проектах и программах, предполагаемых
финансовых и других результатах создания ФПГ. Организационный проект
представляет собой, по сути, Бизнес-план. Таким образом статья 8 закрепляет
необходимость научного обоснования экономической целесообразности создания
ФПГ.
Следует отметить, что организационная схема ФПГ напоминает простое
товарищество. Отличие заключается в том, что ФПГ присваивается статус
юридического лица, что налагает на это образование дополнительные
обязательства, но и предоставляет ряд льгот. Их содержание раскрыто в
статье 15 «Государственная поддержка деятельности ФПГ».
Согласно закону, мерами государственной поддержки деятельности ФПГ,
устанавливаемыми по решению Правительства РФ, являются:
зачёт задолжности участника ФПГ, акции которого реализуются на
инвестиционных конкурсах, в объём предусмотренных условиями инвестиционных
конкурсов инвестиций для покупателя — центральной компании той же ФПГ;
предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки
амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений;
В условиях инфляционной экономики амортизация, как экономический
инструмент замены основных средств, теряет смысл, поскольку, во-первых,
действующий механизм переоценки ОФ обеспечивает, по различным оценкам,
формирование 42-54% средств, необходимых производителю для осуществления
его инвестиционных проектов, и то только в целях простой замены
оборудования. Во-вторых, предприятие планирует замену оборудования
произвести, естественно, не впрок, а в конце планового срока его
эксплуатации. Следовательно, в период эксплуатации действующего
оборудования закупок основных средств не предвидится, значит, льгота не
будет использована. Но тогда из оборотных средств предприятия путём
налогообложения в течении всего срока эксплуатации основных средств будет
постоянно изыматься их часть, представляющая собой часть амортизационных
отчислений, пропорциональную ставке налога на прибыль.
Таким образом положение, закреплённое в статье 15 Закона, значительно
облегчает участникам ФПГ обновление капитала.
передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно
закреплённых за государством пакетов акций участников этой ФПГ;
До принятия настоящего Федерального Закона Правительство РФ
неоднократно получало обращения учредителей крупнейших ФПГ с просьбой
внести пакет акций, временно закреплённых за государством, в качестве
вклада в уставной фонд ФПГ. Однако в каждом случае просители получали
отказ, поскольку государственные органы не имеют права участвовать в
коммерческих организациях без специального разрешения. Таким образом,
абзац 3 статьи 15 представляет собой компромисс между интересами участников
ФПГ и российским законодательством.
предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода
инвестиций;
предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для
реализации проектов ФПГ.
Порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленых групп
разрабатывает Правительство и заявляется одновременно с предоставлением
проекта бюджета, то есть законом предусмотрен не только «шаблон»
государственной поддержки ФПГ, но и целевое выделение средств.
В развитие статьи 15 Федерального закона «О финансово-промышленных
группах» был принят Указ Президента РФ № 443 «О мерах по стимулированию
создания и деятельности финансово-промышленных групп». Президент
постановил, в частности, предусматривать в проектах федеральных бюджетов
начиная с 1997 года средства на финансирование государственной поддержки
ФПГ, а в 1996 году оказывать поддержку в пределах расходов, предусмотренных
в федеральном бюджете на 1996 год. Но, сыграла ли свою роль дата принятия
документа (Указ был принят 1 апреля 1996 года) либо по другим причинам, его
действие было приостановлено до 1 января 1998 года Указом Президента РФ от
28 декабря 1996 года.
Бесспорно, набор мер и механизмов, заложенных в Законе о ФПГ, Указах
президента и актах Правительства РФ, оказывают поддерживают процесс
образования функционирование ФПГ в русле общей экономической стратегии и
приоритетных национальных целей страны, но это — формально. Позитивное
влияние ФПГ на отечественную экономику могло бы быть более действенным,
если бы Правительство активизировало свою деятельность в проведении общей
промышленной политики и конкретной поддержки таких объединений,
предусмотренной Федеральным законом «О финансово-промышленных группах».

2. Проблемы и перспективы развития ФПГ в РФ
Общая характеристика ФПГ, действующих в РФ
В то время как в стране продолжается обвальное падение производства,
нельзя не заметить, что ФПГ становятся всё более заметным явлением
российской экономики. Первая из них — «Уральские заводы» (Ижевск) была
зарегистрирована в 1994 году. К началу 1997 года число их, внесённых в
государственный реестр, достигло 60. Они объединили свыше 500 предприятий,
более 90 финансово-кредитных учреждений,. Из 18 миллионов человек,
работающих в промышленности, 3 миллиона — или каждый шестой — заняты в ФПГ.
Наряду с официальными группами существуют неофициальные, не прошедшие
регистрации, и эти новые для России организационные образования показывают
совсем не плохую динамику развития.
В 1995 году ФПГ дали прирост производства в 5 процентов.
Предварительные оценки итогов первого полугодия 1997 года позволяют
утверждать, что уже есть положительная динамика работы. Убедительным
свидетельством объективной жизненной потребности в формировании таких
интеграционных структур является увеличение числа зарегистрированных групп.
В 1994 году их было 7, в 1995 году — 27, а прирост за 1996 год — 19 новых
образований. Только в последнем квартале 1996 года были созданы Консорциум
«Русский текстиль», «Транснациональная алюминиевая компания «ТАНАКО»,
«Русская меховая корпорация», «Тяжэнергомаш», группы «Точность» и
«Специальное транспортное машиностроение». В лесной и деревообрабатывающей
промышленности создана ФПГ «Вятка-Лес-Инвест», в химической —
«Интерхимпром», в текстильной — холдинг «Ярославский», в добыче и
переработке нефти — «Волжская компания».Группы охватили самые разнообразные
отрасли и будут содействовать их выживаемости и оживлению российской
экономики.
В январе 1996 года назрела необходимость создания Ассоциации финансово-
промышленных групп России (АФПГ). Эта организация учреждалась прежде всего
как инструмент для защиты корпоративных интересов, продвижения, пробивания
трудных, специфических финансово-правовых вопросов в парламентско-
представительских кругах. В состав её учредителей вошли 24 объединения,
более 40 ФПГ, представляющих практически все отрасли российской экономики.
Ассоциация призвана решать серьёзные стратегические задачи, всячески
содействовать подготовке и реализации масштабных инвестиционных проектов.
При этом она отнюдь не делает ставку на поступления из бюджета. Например,
есть намерение разработать положение об инвестиционных фондах, создаваемых
при центральных компаниях, что даст возможность аккумулировать денежные
средства для реализации инвестиционных проектов.
Готовятся также предложения по вопросам налоговых платежей, учёта
затрат на НИОКР, углублению делового партнёрства с отечественными
финансовыми институтами, привлечению иностранного капитала. В перспективе
будут расширяться международные контакты АФПГ, укрепляться связи с
влиятельными предпринимательскими ближнего и дальнего зарубежья.
Организационно-экономическая схема функционирования ФПГ
Предметом наиболее активного обсуждения является финансирование
деятельности ФПГ. В печати, наряду с позитивными оценками, встречается и
агрессивное неприятие ФПГ. Они характеризуются как «заповедники для
промышленных динозавров», «основные формы существования российского
криминального капитализма». Приходится слышать и такое мнение, что ФПГ
являются искусственными образованьями, созданными в расчёте на бюджетную
поддержку. Действительно, практически все группы связаны с федеральными
целевыми программами, поскольку способны решать задачи
народнохозяйственного масштаба. И, как участники таких программ, могут
рассчитывать на государственную поддержку. Кстати сказать, пока только одна
группа — «Приморье» получила какие-то бюджетные средства для мероприятий по
защите районов Дальнего Востока от последствий наводнений и тайфунов.
В большинстве своём ФПГ ориентируются на собственные источники
финансирования, кредиты, иностранные инвестиции. Идёт активный поиск путей
выживания и развития, поскольку группы создаются инициативными
предпринимателями новой формации, умеющими объединять для достижения общих
целей усилия своих деловых партнёров.
В ряде групп есть первоклассные «ноу-хау», патенты, интересные научно-
технические разработки. Нужны лишь средства и общая благоприятная
экономическая обстановка, чтобы в полную меру использовать потенциал.
Существенно, что в ряде групп можно оптимизировать финансовые потоки,
проводить единую ценовую политику. Такое напряжённое «поле»
внутрифирменного взаимодействия обеспечивает долгосрочное сотрудничество,
устойчивость к внешним неблагоприятным факторам.
Объединение технологически и экономически взаимосвязанных
производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет упростить
инвестирование в развитие производства, наладить выпуск продукции,
способной конкурировать с зарубежной. Обеспечивается снижение издержек на
производственные, финансовые и торговые операции, содержание
информационных, юридических, сбытовых и снабженческих подразделений и
предприятий. Наглядно преимущества внутрифирменного управления в ФПГ
продемонстрированы на рисунке 1.
[pic]
Составлено на основе схемы функционирования ФПГ «Промприбой»
(Экономика и Жизнь 1997, №22, с.8)

Проблемы развития ФПГ в РФ
Можно назвать ряд факторов, сдерживающих развитие ФПГ. Среди них
экономическая и политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный
климат, низкий жизненный уровень и покупательная способность населения, в
общем, ничего нового. Но есть ещё один фактор — общая социальная ситуация в
стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение.
Экономическая реформа проводится с колоссальными экономическими и
социальными затратами, что порождает отношение к организациям типа ФПГ как
к инструменту упрочения отечественными монополиями своего положения,
блокирования рыночных преобразований и выколачивания льгот и бюджетных
средств.
Конечно, формирование ФПГ ведёт к концентрации производства и капитала
и в немалой степени содействует усилению монополизации рынков и экономики
страны. Но может и не способствовать, ведь ФПГ вполне способны стать
инструментом не ликвидации, а развития конкуренции и ограничения
монополизма.
В нашей стране реальный уровень концентрации производства был в целом
ниже, чем в развитых странах, а уровень монополизации значительно выше, так
как конкуренции фактически не существовало. Отечественные монополии
складывались не благодаря научно-техническому превосходству и победам в
конкурентной борьбе, а в силу организуемого государством разделения труда.
Монополистами могли стать даже самые захудалые, технически отсталые
предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного
превышал предложение. В результате искусственного монополизма ряд
предприятий, с приходом рыночных отношений, «вылетели в трубу».
Теперь властные структуры государства тревожат вопросы: не усилят ли
отечественные ФПГ позиции монополизма в российской экономике? Всё ещё не
преодолено упрощённое представление о самой монополии, сводящее её к
определённой концентрации производства. Между тем это определённое рыночное
поведение, для которого высокая концентрация производства может служить (а
может и не служить) лишь одной из предпосылок. Соответственно,
антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного
поведения, а не против концентрации производства как таковой.
Стремление отожествить концентрацию производства и капитала с
монополизацией, к сожалению, присуще специалистам, составляющим российские
программы развития, что имеет явно пагубные последствия для отечественной
экономики. В проекте среднесрочной программы развития российской экономики
на 1997 — 2000 годы ФПГ ни разу не упоминаются в позитивном контексте, зато
трижды — в плане борьбы против монополизма. Намечается дальнейшее
противодействие созданию новых монопольных структур, в том числе при
приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных
сделок. Причём в целях профилактики возможных проявлений монополизма
предусматривается осуществление соответствующими органами государственной
власти предварительного контроля за ними в процессе слияния, присоединения
коммерческих организаций, в том числе ФПГ.

2.3. Проблемы развития ТФПГ в государствах СНГ
На роли ФПГ в интеграционных процессах стран СНГ следует остановиться
особо. В рыночных условиях сотрудничество посредством создания ТФПГ —
наиболее приемлемое средство совместного выживания. Однако деятельность
таких объединений наталкивается на немалые трудности.
Свыше 30 инициативных групп в Росси и других странах СНГ объявили о
своем желании создать ТФПГ либо МФПГ. Но для этого в других государствах
нет необходимой правовой базы о создании и деятельности ФПГ.
Если в России и на Украине приняты законы о ФПГ, то в Белоруссии они
действуют на основе указа президента; в Киргизии и Узбекистане — по
постановлениям правительств; в Таджикистане заключено соглашение с Россией
об основных принципах создания групп. В Казахстане с их образованием —
полная неясность, так как они не вписываются в республиканский гражданский
кодекс.
Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное ещё
в 1994 году «Соглашение о содействии в создании и развитии
производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных
транснациональных объединений».В развитие его положений Россия заключила
двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией
и Таджикистаном. Но действующие нормативные документы, обладающие и без
того невысоким «весом», по многим позициям не стыкуются между собой.
Выделяют два пути преодоления возникших препятствий. «Сверху» —
введение модельного закона, который станет основой соответствующих
законодательств в каждой стране СНГ. Кстати, он уже одобрен
Межпарламентской ассамблеей и разослан в национальные собрания. «Снизу» —
работа на основе договоров о совместной деятельности. Привлекательность
такого договорного товарищества в том, что оно не предполагает смены
собственника при консолидации ресурсов. Это особенно важно, когда в группу
входит компания, крупным акционером которой является государство.
Координацией многообразных взаимоотношений тогда выступает государство.
Другая проблема заключается в поиске источников финансирования ТФПГ.
Российские банки ещё не настолько мощны, чтобы подпитывать огромное
количество заводов и фабрик на просторах СНГ. Их капитализация — одна из
самых низких в мире. По данным Ассоциации российских банков, сумма реально
оплаченных уставных фондов банков у нас составляет 1,5 — 1,7 млрд.
долларов, в то время как один японский Индустриальный банк «тянет» на 70
миллиардов. По некоторым оценкам, максимально российские банки сегодня
могут мобилизовать для инвестиций около 300 млрд. долларов, что крайне мало
для подъёма промышленности. Операции с ГКО, ценными бумагами дают сегодня
более быструю отдачу. И поэтому так слабо ощущается обоюдная выгода от
кооперации.
Выход из безденежья в том, чтобы не один банк, а содружество
нескольких покрывало бы потребности ТФПГ. Но закон запрещает официально
одному банку участвовать в нескольких ФПГ. А на Украине в одной группе
нельзя состоять двум банкам. Вот и множится количество официально
нерегистрируемых транснациональных объединений, а банки обрастают гроздьями
финансовых структур.
Но несмотря на общий спад капиталовложений, за последние годы объём
инвестиций в ФПГ всё-таки возрос. Для российских банкиров поучительным
может стать опыт Чили, где во время инфляции возникали финансы, огромные
состояния. С началом стабилизации на плаву остались лишь те финансисты,
которые вкладывали деньги в промышленность. По прогнозам, в России
обозначилась схожая тенденция: короткие деньги дают всё меньший доход.
ТФПГ рассматриваются как форма, позволяющая удержать и сформировать
конкурентную среду для национальной экономики, не упустить рынки сбыта. Но
для нормального их функционирования нужны действующие законы и нормативные
акты. А значит, более наступательной должна стать позиция Ассоциации ФПГ,
призванной выражать интересы транснациональных объединений. С другой
стороны, более активной должна стать политика регионов в сфере развития
ФПГ, ведь именно «на местах», где проблемы и достижения лежат на
поверхности, рождаются самые рациональные идеи.

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ФПГ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

В настоящее время промышленность Хабаровского края переживает те же
беды, что и сфера производства всей страны. С трудом держится на плаву одно
из крупнейших предприятий — Энергомаш, погряз в долгах и судебных
разбирательствах другой крупный завод — ОАО «Амурсталь» (г. Комсомольск —
на — Амуре). Неопределённой выглядит дальнейшая судьба транспортной морской
инфраструктуры Хабаровского края. Между тем сфера морских перевозок могла
бы стать объединяющим фактором развития разнородных производств.
Если смотреть на ситуацию в общерегиональном аспекте, то выяснится,
что практически все субъекты федерации этого региона, находящиеся
побережье российского Дальнего Востока, имеют на своей территории крупные
морские транспортные организации. Это Дальневосточное и Приморское морские
пароходства в Приморье, Сахалинское морское пароходство на Сахалине,
Камчатское морское пароходство на Камчатке И только Хабаровский край, не
уступающий своим соседям по экономическому потенциалу, такой организации не
имеет. Можно, конечно, сослаться на Амурское речное пароходство. Однако
речники, в силу специфики своего флота, ядро которого составляют суда типа
«река-море», могут решать лишь ограниченный круг вопросов по морской
перевозке грузов и пассажиров.
Анализ ситуации, по Ванинскому морскому торговому порту показывает
следующее. Значительно, по сравнению с прошлыми годами, в порту ослабли
позиции Сахалинского морского пароходства. Резко сократилось число
судозаходов сахалинских судов, увеличились их простои в ожидании поручений
на отгрузку. Относительно стабильными остаются позиции Дальневосточного
морского пароходства, суда которого вывозят из Ванинского порта лесные
грузы, металлы. Практически весь глинозём, который занимает существенную
долю в грузообороте порта, завозится флотом под иностранным флагом.
Значительный объём лесных грузов перевозится судами коммерческих структур,
большая часть которых не зарегистрирована на территории Хабаровского края,
либо являются дочерними компаниями организаций, находящихся за пределами
региона. Частные интересы этих компаний не увязаны с общими региональными
интересами, а большая часть средств, зарабатываемых ими, уходит за пределы
края.
Серьёзные проблемы возникают в социальной сфере. Главная из них
состоит в том, что старение флота и уменьшение числа судов ведёт к
стремительному сокращению числа рабочих мест. В управление порта ежедневно
обращаются не менее 5 моряков с просьбой о предоставлении работы на судах
одной из судоходных компаний, обслуживающих Порт Ванино. Большинству из них
приходится отказывать.
К этим проблемам следует добавить разбалансированность налоговой
системы и таможенных правил, сложность российского валютного
законодательства, высокие ставки портовых сборов.
Возможно, выходом из создавшегося положения станет создание морской
транспортной организацией Хабаровского края в форме ФПГ, в которую на
правах учредителей могли бы войти крупнейшие экспортёры, отправляющие грузы
через Порт Ванино, краевой или российский банк, судоремонтный и
судостроительный завод, Ванинский порт, фирмы, занятые в транспортном
экспедировании грузов, агентировании и управлении судами.
В результате предварительного анализа идеи создания ФПГ была
разработана следующая схема её организации.
Закреплённой в уставе целью ФПГ станет развитие внешнеторговой
транспортной инфраструктуры Хабаровского края, повышение
конкурентоспособности товаров на внешних рынках, широкомасштабное
обновление основных средств предприятий-участников ФПГ. В состав ФПГ войдут
АКБ «Инкомбанк»;
ОАО «Порт Ванино»;
Завод им. Гагарина, имеющий судоремонтную и судостроительную верфь; (г.
Комсомольск — на — Амуре;
ЗАО «Транс Ванино Корпорэйшн», совместное транспортно-экспедиторское
предприятие Ванинского порта, английской компании «Universa Cargoes», а
также ряда крупных грузоотправителей Сибири;
ЗАО «Ванинская морская компания» (занимается управлением и арендой судов);
СП «Игирма Тайрику», крупнейший производитель пиломатериалов Иркутской
области, работающий через Порт Ванино;
ЗАО «Воль Лес Порт», производитель пиломатериалов (Ванино);
ЗАО «Флора», производитель деловой древесины (Хабаровск);
Другие производители деловой древесины;
ОАО «Ванинолесэкспорт», крупнейший экспортёр деловой древесины (Ванино);
ОАО «Солнечный ГОК», производитель медного концентрата;
ОАО «Амурсталь», производитель стали (Комсомольск — на — Амуре);
Краевая Администрация (через уполномоченные структуры, если таковые
имеются);
Перечисленные предприятия учреждают центральную компанию с базовым
расположением Порт Ванино. Форму участия в уставном фонде управляющей
Центральной компании учредители выбирают самостоятельно. Учитывая тяжёлое
финансовое положение предприятий-производителей, их вкладом мог бы стать
определённый объём продукции, подготовленной для экспорта, а вкладом завода
им. Гагарина — готовое/недостроенное судно либо проект на постройку судна.
Остальные предприятия вносят денежные средства. Финансовым ядром группы
станет уполномоченный банк в лице АКБ «Инкомбанк». Он кредитует участников
ФПГ, привлекает заинтересованные банки, а также совместно с другими
учредителями принимает участие в управлении центральной компанией, через
которую проводятся все товарные и финансовые операции. Схема организации
ФПГ представлена на рис. 2.
[pic]
Благодаря такой структуре ускоряется прохождение расчётов,
концентрируются средства и ресурсы, которые идут на оборотный капитал и
инвестиционные проекты объединения.
Подобная транспортная организация могла бы увязать в единое целое
общерегиональные интересы края с интересами промышленных, торговых,
транспортных, финансовых структур, связанных с внешнеэкономической
деятельностью Хабаровского края, экспортно-импортными перевозками, завозом
грузов на охотское побережье, реализацией шельфовых программ на Сахалине.
Остаётся дело за малым — убедить всех заинтересованных лиц в том, что они
действительно заинтересованы в создании ФПГ. Но это уже совсем другая тема,
достойная, пожалуй, Дейли Карнеги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преодоление кризиса в российской экономике происходит с большими
сложностями, и по времени оказалось гораздо длительнее, чем первоначально
предполагалось. Отставание с реализацией курса реформ, особенно в налогово-
бюджетной и инвестиционной сферах, серьёзно влияет на темпы выхода из
кризиса и отдаляет перспективы экономического роста. Легче всего бросить на
произвол судьбы промышленность, сдать зарубежным конкурентам оставшиеся ещё
за Россией ниши внутреннего рынка, поставлять за рубеж нефть, газ, другое
сырьё и покупать там (пока дают) продовольствие, которое, между прочим,
даже царская Россия экспортировала. Или взять, к примеру, и распродать
оставшиеся предприятия «по дешёвке» иностранцам, как это делают некоторые
бывшие союзные республики.
Но есть и другой выход — стимулирование прогрессивных наукоёмких
производств и капиталоёмких производств, укрепление научно-
производственного потенциала России и превращение её в современную
высокоразвитую державу. Важнейшим звеном на пути такого экономического
возрождения являются финансово-промышленные группы, о чём свидетельствует
опыт наиболее развитых стран. Как, впрочем, и наш отечественный,
накопленный за последние годы.
Хотим мы того или нет, а стимулировать рост финансово-промышленных
групп всё-таки придется — как на федеративном уровне, так и на уровне
субъектов Российской Федерации. Пора и Хабаровскому краю приобщаться к
опыту организации ФПГ, тем более, что для этого есть все условия —
богатейшие природные ресурсы, хороший производственный потенциал,
могущественные соседи — страны АТР, — развернутая сеть транспортной
инфраструктуры. Не последнюю роль в развитии ФПГ должен сыграть ОАО «Порт
Ванино», которое остаётся одним из немногих крупных предприятий края,
работающих стабильно и прибыльно, не получая (впрочем, и не требуя)
финансовой поддержки администрации. Участие Порта в ФПГ обеспечит
гарантированные связи производителей-поставщиков с их зарубежными и
российскими клиентами, что в конечном итоге станет залогом активного
развития транспортной и производственной инфраструктуры Хабаровского края.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон РФ № 190 — ФЗ от 15 ноября 1995 года «О финансово-
промышленных группах»;
2. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 443 «О мерах по
стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»;
3. Указ Президента РФ от 28 декабря 1996 года № 1781 «О дополнительных
мерах по обеспечению режима экономии при исполнении федерального
бюджета»;
4. Постановление Правительство РФ от 22 мая 1996 года № 621 «О порядке
ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской
Федерации»;
5. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 года № 24 «О порядке
ведения сводных (консолидированных) учёта, отчётности и баланса финансово-
промышленной группы»;
6. Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 3 января 1996 года № С1-7/03-6 «О
некоторых положениях Федерального Закона «О финансово-промышленных
группах»
7. Распоряжение от 26 января 1996 года № 106-р Государственного комитета
российской федерации по управлению государственным имуществом;
8. Астраханцев В. Статус льгот не даёт, откуда же возможности роста?//
Экономика и жизнь. 1997. № 9. С.8.;
9. Афанасьева Л. Транснациональные корпорации — вызов обстоятельствам//
Экономика и жизнь. 1997. № 23. С.7.;
10. Ефимов В. Пищевики решили взяться за руки// Экономика и жизнь. 1997. №
4. С.10;
11. Здраевская Т. Выход нашли в инновациях// Экономика и жизнь. 1997. № 12.
С.8;
12. Китаев И. Статус льготы не лаёт, но возможности роста открывает//
Экономика и жизнь. 1997. № 1. С.10;
13. Онда Хисао Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые
взаимоотношения.// Маркетинг. 1997. № 2. С.3.;
14. Скворцов А. Усиление монополизма или развитие конкуренции? // Экономика
и жизнь. 1997. № 22. С.8;
15. Сосковец О. На приоритетных направлениях// Экономика и жизнь. 1997. №
4. С.10;
16. Цветков В. Кто есть кто по статусу// Экономика и жизнь. 1997. № 23.
С.7.;
17. Усманов А. Выход из кризиса — в объединении усилий// Экономика и жизнь.
1997. №5. С.10.;

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Институт экономических исследований Дальневосточного
отделения Российской академии наук

Реферат

Финансово-промышленные группы:
проблемы, опыт, перспективы

Выполнила: Лукашина А.Б.
Специальность: 08.00.05.

Проверил:____________________

г. Хабаровск
1997г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий