МГТУ им . Н.Э. Баумана.
Кафедра философии
реферат по теме: Русская философия
“Космическая философия” К.Э. Циолковскогопреподаватель:
студент:
группа :2000г.
Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии.
К.Э. ЦиолковскийМыслителей , которые рассуждают о вселенской , космической сути бытия
человека
обычно называют космистами . Одним из первых космистов был Платон ,
космистами были Н. Кузанский , Дж. Бруно , И. Ньютон , и многие другие .
Среди них были учение , философы , инженеры , писатели , художники . Во
второй половине XIX , начале XX века это направление научно-философской
мысли с особой полнотой и силой проявилось в России . Среди русских
космистов также были люди разные по своим филосовским взглядам и
мировоззрению: Ф.М. Достоевский , Н. Ф. Федоров , П.А. Кропоткин , Е.П.
Блаватская , В. С. Соловьев , Н.И. Вернадский , А. Л. Чижевский , К.Э.
Циолковский .
Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом , но
известен , главным образом , как исследователь и изобретатель в области
реактивного движения . Вот выдержка из энциклопедического словаря :
“российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля …
Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных
сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения,
нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного
ракетного двигателя .” Гораздо менее он известен своими философскими
концепциями , своей “космической философией ”, которые , пожалуй , и
составляют главную часть его научного наследия .
Действительно , одним из главных достижений Циолковского считается то
, что именно он предложил и научно обосновал возможность использования
ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых
пространств реактивными приборами ” . Работа эта была частично
опубликована в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не только
Циолковскому — примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься
ученые и в других странах , например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии ,
стали выходить их работы , написанные независимо от Циолковского (хотя его
приоритет очевиден ) . Циолковскому принадлежит также множество
технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты , металлический
дирижабль , поезд на воздушной подушке и др.) однако это не главное (были
изобретатели и покруче ). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет
так: ”Ракета для меня только способ , только метод проникновения в
глубину Космоса , но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в
Космосе , приму и его ”. Центральной , главной идеей Циолковского является
то , что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в
космос , более того , с расселением в нем : “Человечество…сначала робко
выглянет за пределы земной атмосферы , а затем завоюет себе все
околосолнечное пространство”.
Нам , с детства читавшим фантастику , живущим тогда когда “космические
корабли бороздят просторы Вселенной ” наверное трудно представить , сколь
новыми , необычными , неожиданными были эти идеи сто лет назад , хотя
выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории .
Циолковский был поистине уникальным человеком — глуховатый учитель физики
и арифметики в провинциальной Калуге , всю жизнь ставивший какие то опыты ,
писавший статьи , делавший расчеты , сумевший подняться не только над
мелочами обывательской жизни , но сумевший превзойти по широте и
“дальности прицела” мышления даже величайших ученых своего времени ,
попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную , сделавший бескрайние просторы
Космоса полем человеческой деятельности .
Циолковский родился в год минус сотой годовщины полета первого спутника
— 1857г. в семье лесничего . В 10 лет простудился , заболел скарлатиной и
с тех пор стал страдать глухотой . “Глухота делает в дальнейшем мою
биографию малоинтересной , так как лишает меня общения с людьми ,
наблюдения и заимствования. .. Это биография калеки ”. Циолковский
начинает читать , делать , как он говорит , “игрушки” , ставить опыты .
“Отец вообразил , что у меня технические способности , и меня отправили в
Москву ”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную
математику и физику и высшую математику — “прочел курс высшей алгебры ,
дифференциального и интегрального исчисления , аналитическую геометрию ,
сферическую тригонометрию и прочее ”. Должного образования он к сожалению
не получил , хотя , как мог , и далее восполнял этот пробел самостоятельно
. В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики и геометрии
в Боровское уездное училище . Там женился (женился удачно :“женился …
без любви , надеясь , что такая жена не будет мною вертеть , будет работать
и не помешает мне делать то же . Эта надежда вполне оправдалась”) . Вскоре
Циолковский переезжает в Калугу , где преподает физику и арифметику в
женской гимназии . Почти все свое время он тратил на работу : разрабатывал
теорию дирижабля , ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил
первую в России аэродинамическую трубу !) , опыты с электричеством ,
разрабатывал теорию реактивного движения . Жил он довольно замкнуто ,
практически не выезжал из Калуги — сказывался его физический недостаток
и выработанные в детстве комплексы , “мое уродство и происходящая от этого
дикость” . “Работы мои печатались в журналах , но проходили незамеченными ”
. Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании космоса обращают
внимание , до этого издаются в основном его научно-фантастические
произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода
в нашей стране).
Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей . Он
пишет , что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и
очень уважал русскую классическую литературу . “Основанием моей
естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание
Вселенной , какое дает современная наука . Наука будущего , конечно ,
опередит науку настоящего , но пока и современная наука — наиболее
почтенный и даже единственный источник философии . Наука , наблюдение ,
опыт и математика были основой моей философии ”.
Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую
доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего
живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый
прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое
пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной . “Когда
человечество найдет возможность … жить в среде без тяжести , в
безграничном эфире , окружающем наше Солнце … тогда можно будет ожидать
беспредельного размножения … и высокого совершенствования человека ”.
Взгляд ученого на человечество таков — он рассматривает нашу цивилизацию
как единый организм , как некое единое целостное образование . В этом
качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий . Сначала
эмбриональная стадия — возникновение , жизнь и развитие человечества на
Земле . “Земля — колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ”
. Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно выйти из
пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос — это вторая
фаза эволюции человечества.
По мнению Циолковского , это также неизбежно , как превращение куколки в
бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно распространится на
все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя ресурсы планет
и солнечную энергию возводятся космические поселения — герметичные
оранжереи в космическом вакууме . Возведение космических поселений и
райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне
Земли”.
За второй должна последовать третья стадия — расселение людей по всей
Галактике . Причем выход в космос — в принципиально иную для существования
человека среду неизбежно наложит отпечаток на его физический и
нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе , люди на
первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами защиты
от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно созданных в
вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди
станут истинно “космическими животными” — то есть обретут способность жить
непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров ,
кабин , капсул ).
Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле
и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он
представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными
крылышками для улавливания Солнечной энергии . Существа эти функционируют
по замкнутому циклу — в крылышках происходит процесс фотосинтеза , в
результате которого выделяется кислород , используемый здесь же для дыхания
. Существа свободного космоса , нарисованные фантазией Циолковсого , не
нуждаются ни в пище, ни в жилье , летая свободно и существуя безбедно . Это
настоящие жители вселенной .
Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать
бесплодной фантазией , однако с общебиологической и эволюционной точек
зрения это вполне логично . Это своего рода модель возможной эволюции
человека и человечества . Можно рассмотреть следующую логическую цепочку .
Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из
водной среды в воздушную . Возникли наземные животные и человек . Теперь
человек из воздушной среды переходит в космическую . Вполне возможно , что
далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут
теми самыми “эфирными” существами с замкнутым автотрофным циклом
обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция , или другим , сказать
сейчас сложно . Ясно одно : “живые существа космоса” (если такие когда-
нибудь возникнут ) , стоящие на много более высокой ступени эволюции , чем
мы , будут еще меньше похожи на нас , чем мы на наших водных предков .
Циолковский считал , что жизнь и разум являются непременными атрибутами
Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная жизнь , более того ,
внеземные цивилизации , у него не было . “В известной вселенной можно
насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем столько же
планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал ,
что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом ,
которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут
путешествовать между звездами , расселяются на другие планеты .
“Вселенная битком набита совершенными существами ”.
Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия
внеземных цивилизаций , и в этой связи интересны мысли Циолковского о
контакте , высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами”
(1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того , что
никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем .
Почему они не посещают землю? Ответ : возможно просто не настало еще время
. Почему никак не дают нам знать о своем существовании ? Ответ : возможно
мы просто еще не можем воспринять эти знаки . Далее ученый говорит , что
“нашим небесным соседям” известно , что со временем люди разовьются
настолько , что сами узнают об этом . Кроме того , зачем вообще сейчас
большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание ,
не принесет ли оно вреда ? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и
варфоломеевские ночи.”
Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта
. Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям
стоим на той же ступени развития , что и , например , животные по отношению
к людям . “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами
?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт .
Должно прийти время , когда степень развития человечества окажется
достаточной для этого . “Мы — братья — убиваем друг друга , затеваем войны
, жестоко обращаемся с животными (неожиданная грань : Циолковский —
гуманист К.В.) . Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам ? Не
сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в
неравной борьбе ( есть такое распространенное обывательское мнение К. В.) .
Они этой борьбы и гибели желать не могут.”
На заре космической эры — в 50-ых , 60-ых гг. казалось , что
“гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с поразительной
точностью . Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно
выветрился , стало ясно , что на Марсе человек в ближайшее время не
высадится , хотя технически это возможно но , увы , не понятно , зачем
нужно . Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время , когда
люди уже перестали летать на Луну”. В космосе , как и везде , нас
интересует теперь только экономическая выгода . Тем не менее я считаю , что
человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос , и погонит
нас туда та же экономическая выгода , стремление решить земные проблемы ,
просто то , что на Земле , “в колыбели” нам станет тесно , потому что “мы
живем более жизнью космоса чем жизнью Земли , так как космос бесконечно
значительнее Земли по своему объему , массе и времени …” .
Литература1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М.,1970
2. К.Э.Циолковский .Путь к звездам .Сборник научно-фантастических
произведений. М.,1961
2. С.П. Уманский . Космическая одиссея.М.,1988
2. Баландин Р. Разум Вселенной //Техника молодежи. 1992. N01-2