Министерство
образования и науки Российской ФедерацииИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра
автомобильного транспортаДопускаю к защите
Руководитель
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
Эффективность,
экономика сферы сервиса и основы предпринимательстваВыполнил студент группы АС–
07 1Виноградов С.В.
Нормоконтроллёр
Позанова Е.Л
Курсовой проект защищен с
оценкойИркутск 2011
г.Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ
РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ2. РАСЧЕТ
ИНВЕСТИЦИЙ (КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) В ПРОЕКТ3. РАСЧЕТ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕВОЗОК3.1
Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП3.2
Определение численности и ФОТ работников АТП3.3 Смета
затрат АТП3.3.1
Материальные затраты3.3.2 Отчисления
на социальные нужды3.3.4 Общехозяйственные
расходы3.3.5
Имущественные и транспортные налоги3.3.6
Обязательное страхование автогражданской ответственности4.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ5.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТАЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫВведение
Важную роль в развитии
экономики страны занимает автомобильный транспорт. В настоящее время
практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не
затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках,
повышение эффективности и качества работы транспортной системы.Автомобильный транспорт
обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов, способствует развитию
производительных сил общества, расширению межрегиональных связей.Главными задачами
находящихся на территории России автотранспортных предприятий и организаций
являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в
автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок
грузов, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их
в пункты назначения.Автотранспортные
предприятия и организации, учреждения – грузоотправители и грузополучатели
обязаны при перевозках грузов строго соблюдать государственные интересы и
обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов автомобильным
транспортом, рациональное использование подвижного состава, безопасность
движения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в народном
хозяйстве.Автомобильные перевозки
подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и
международные.Автотранспортные
предприятия и организации обязаны систематически улучшать свою экономическую
работу, совершенствовать методы перевозок и изыскивать дополнительные резервы
для снижения себестоимости и повышения рентабельности перевозок.Основным методом работы
автотранспортных предприятий и организаций являются централизованные перевозки
грузов.Особенность экономики АТП
заключается в том, что чем больше проезжает машина в месяц, тем выше выручка и
тем ниже себестоимость километра пробега. Это связано с тем, что при сохранении
переменных расходов (на топливо, резину, запчасти) постоянные расходы (на офис,
лизинг и т.д.) «размазываются » более тонким слоем по каждому километру.Умение экономически и
технически грамотно организовывать автомобильные перевозки, найти и реализовать
внутренние резервы производства, повысить эффективность транспортного
производства – должно быть неотъемлемым качеством управленческих работников,
занятых планирование и организацией перевозок грузов.
1. Описание рынка и конкуренции
Грузовой автомобильный транспорт превратился в один
из основных и наиболее необходимых видов транспорта страны. Он широко
обслуживает транспортные потребности городского и сельского населения,
обеспечивая массовые и индивидуальный перевозки грузов возросшим парком
грузовых автомобилей.
В России непрерывно возрастает как спрос на услуги,
так и конкуренция на рынке предприятий. Клиенты предъявляют все больше
требований к уровню обслуживания, к качеству предоставляемых услуг. Желание
клиента — закон, и современные предприятия вынуждены модернизировать
оборудование и расширять спектр услуг, находить иные пути привлечения клиентов:
изменение ценовой политики, вложение денег в рекламу и т. д. Поэтому при
планировании развития грузового предприятия на первый план выходят оперативный
сбор и анализ текущих рыночных показателей, а также оценка рыночной ситуации.
2. Расчет инвестиций (капитальных вложений) в проект
В состав средств,
необходимых для организации производственных объектов, включаются затраты на
строительно-монтажные работы, демонтаж старого и монтаж нового оборудования,
его приобретение и доставку.Сумма вложений
составляет, руб., (1)
где – стоимость всех
автомобилей.Стоимость единицы ПС=500000
руб.Количество автомобилей Ас=25
ед.Тогда
.
3. Расчет
себестоимости перевозок
3.1 Производственная программа по эксплуатации ПС
грузового АТП
Ходовой парк АТП
рассчитывается:, (2)
где среднесписочное
количество автомобилей; коэффициент выпуска автомобилей.
Тогда
ед.
Общая грузоподъёмность
АТП, т, (3)
где средняя
грузоподъёмность одного автомобиля, т.Тогда
т.
Автомобиле дни
нахождения автомобилей в хозяйстве, а-дн, (4)
где число календарных
дней в году (365 дней).Тогда
.
Автомобиле дни в работе
(эксплуатации), а-дн, (5)
где коэффициент выпуска
автомобилей на линию.Тогда
.
Автомобиле часы в
работе (эксплуатации), ч, (6)
Тогда
.
Число ездок с грузом
одного автомобиля, езд., (7)
где техническая скорость,
км/ч; коэффициент использования
пробега; длина ездки с грузом (среднее
расстояние перевозки), км.Тогда
.
Число ездок с грузом
всего парка, езд., (8)
.
Среднесуточный пробег
одного автомобиля, км, (9)
.
Общий пробег автомобиля
за год, км, (10)
.
Пробег автомобиля с
грузом, км, (11)
.
Годовой объём перевозок
грузов, т, (12)
где коэффициент
использования грузоподъемности.Тогда
.
Годовой грузооборот, т×км
, (13)
.
Выработка на одну
среднесписочную автомобиле тонну, т×км, (14)
.
Годовая выработка, т
, (15)
.
Таблица 1 —
Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП
Показатели | Индекс |
Числовое значение |
1.Среднесписочное кол-во автомобилей, ед, | Ас | 25 |
2.Ходовой парк, ед. | Ах | 16 |
3.Грузоподъемность автомобиля, т |
|
5 |
4.Общая грузоподъемность парка, т | qобщ | 125 |
5.Коэффициент выпуска автомобилей | aв | 0,64 |
6.Коэффициент использования пробега | b | 0,5 |
7.Коэффициент использования грузоподъемности | g | 0,45 |
8.Время в наряде, ч | Тн | 10 |
9.Время простоя под погрузкой – разгрузкой, ч/езд. | tп-р | 0,9 |
10.Техническая скорость, км/час | Vт | 36 |
11.Длина ездки с грузом, км | ℓср | 25 |
12. Автомобиле-дни в хозяйстве, а-дн. | АДх | 9125 |
13.Автомобиле-дни в работе, а-дн. | АДр | 5840 |
14.Автомобиле-часы в работе, ч | АЧр | 58400 |
15.Среднесуточный пробег, км | ℓсс | 218 |
16.Общий пробег, тыс.км | Lобщ | 1273120 |
17.Пробег с грузом, тыс.км | Lгр | 636560 |
18.Число ездок с грузом одного автомобиля в сутки, езд. | nезд | 4 |
19.Число ездок всего парка в год, езд. | Nезд | 23360 |
20.Объем перевозок, тыс.т | Q | 57408 |
21.Грузооборот, тыс.т×км | P | 1435200 |
22.Выработка на одну среднесуточную авто-тонну: | ||
— в тоннах, тыс.т. | Wт | 459,3 |
— в тонно-километрах, тыс.т×км | Wт×км | 11481,6 |
3.2 Определение численности
и ФОТ работников АТП
Для определения
численности работников предприятия и фонда оплаты труда проводим следующие
расчеты:
Годовой фонд рабочего
времени, ч
, (16)
грузовой
автомобильный транспорт инвестиция
где дней число
календарных дней в году;
дня число выходных дней в
году;
дней число праздничных дней в
году;
дней дни очередного отпуска;
2- дни неявок в связи с
выполнением государственных обязанностей (принимается 0,5-1% от );
10 — дни неявок по болезни
(принимается до 3% от );
дни прочих неявок
(дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы и т.д.);
продолжительность рабочего дня
водителя.
Тогда
.
Численность водителей,
чел.
, (17)
где
подготовительно-заключительное время работы водителей (принимается 4% от
рабочего времени).
Тогда
.
Численность ремонтных
рабочих, чел.
, (18)
.
Численность подсобно-вспомогательных рабочих соответствует
20-30% от численности ремонтных рабочих, чел.
.
Численность специалистов, служащих, младшего обслуживающего
персонала принимаем, укрупнено, в размере 10-14% от суммарной численности
водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, чел
.
Итого работающих в АТП, чел.
, (19)
.
Заработная плата
считается отдельно по категориям работников, руб.
, (20)
где часовая тарифная
ставка работника;
количество отработанных часов в
месяц: ;
премии и надбавки (10-20 % от ( )), принимаем %;
отдельная категория работников.
Заработная плата
водителей, руб.
.
Заработная плата
ремонтников, руб.
.
Заработная плата подсобно
– вспомогательных рабочих, руб.
.
Заработная плата
специалистов, руб.
.
Тогда
.
Фонд оплаты труда, руб.
, (21)
где среднемесячная
з/плата 1-го среднесписочного работника АТП;
число месяцев в году;
районный коэффициент (1,3-1,5),
принимаем 1,3;
численность работающих на АТП.
Тогда
.
3.3 Смета затрат АТП
Затраты предприятия группируются по следующим статьям:
1.
Материальные затраты;
2.
Фонд оплаты труда;
3.
Отчисления на социальные нужды: Единый Социальный налог 26% от ФОТ;
4.
Амортизация подвижного состава;
5.
Общехозяйственные расходы;
6.
Платежи и налоги, включенные в себестоимость в IV
квартале 2008г.
3.3.1 Материальные затраты
Расход топлива, л.
, (22)
где расход топлива на
пробег, л.;
расход топлива на ездку с
грузом, л.;
расход топлива на зимний
период, л.;
расход топлива на
внутригаражные нужды, л..
Расход топлива на пробег,
л.
, (23)
где линейная норма
топлива на 100 км, л.;
Тогда
.
Расход топлива на ездку с
грузом, л.
, (24)
где дополнительная норма расхода
топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-бортового принимаем согласно «НОРМЫ
РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящий
документ Р3112194-0366-03. Принимаем для жидкого топлива.
Тогда
.
Расход топлива на зимний
период, л
, (25)
где величина
среднегодовой зимней надбавки, %.
Среднегодовая зимняя
надбавка, %
, (26)
где число зимних месяцев
в году (холодная умренная климатическая зона);
зимняя
надбавка, согласно Приложению №2 «ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА
ТОПЛИВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РАЙОНАМ» документа «НОРМЫ РАСХОДА
ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ».
Руководящий
документ Р3112194-0366-03.
Тогда
.
.
Расход топлива на
внутригаражные нужды, л
, (27)
Тогда
.
Результаты расчёта затрат
на топливо приводятся в таблице 2.
Таблица 2 — Затраты на
топливо
Показатели | Значение |
Общий пробег, тыс.км. |
1273120 |
Количество ездок с грузом ( для бортового), езд. |
23360 |
Нормы расхода топлива: |
|
на 100 км пробега, л |
25 |
на ездку (бортовой), л |
0,25 |
Расход топлива: |
|
на пробег, тыс.л |
318280 |
на ездки, тыс.л |
5840 |
ИТОГО НА ПЕРЕВОЗКИ, тыс.л |
324120 |
Надбавка на работу в зимнее время, тыс.л |
29170,8 |
Внутригаражный расход топлива 0,5% , тыс.л |
1620,6 |
ОБЩИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, тыс.л |
354911,4 |
Цена 1 литра топлива, руб. |
20 |
ВСЕГО ЗАТРАТ НА ТОПЛИВО, руб. |
7098228 |
Затраты на смазочные и
прочие эксплуатационные материалы, руб.
, (28)
где тыс.руб. затраты на
топливо (таблица 2).
Тогда
.
Затраты на износ и ремонт
шин, руб.
, (29)
где стоимость шины данной
марки. Выбираем шины Ярославского шинного завода марки Я–529 (12.00 R 20), средняя оптовая стоимость
составляет 8000 рублей за колесо.
нормативный пробег шины (70 000
– 77 000) исходя из Таблицы 3, принимаем км.
Тогда
.
Таблица 3 — Нормативный пробег шин
ТИП ШИН | ПРОБЕГ, км |
Диагональные Радиальные Радиальные Диагональные Радиальные |
33 000 40 000 44 000 53 000 – 57 70 000 – 77 |
Затраты на ремонтный
фонд, руб.
, (30)
где руб. норма затрат на
материалы на все виды технических воздействий на 1000 км пробега;
руб. норма затрат на запчасти на
ТР на 1000 км пробега;
коэффициент, учитывающий
изменение цен в последнем квартале;
коэффициент, учитывающий
затраты на ремонт пассивной части основных фондов.
Тогда
.
Затраты на воду, тепловую
и электрическую энергию принимаем
в размере 0,5-1% от суммы затрат на топливо, смазочные материалы, износ и
ремонт шин, ремонтный фонд, руб.
, (31)
Тогда
.
Всего материальных
затрат, руб.
, (32)
Тогда
.
3.3.2 Отчисления на социальные нужды
Отчисления на социальные
нужды, руб.
, (33)
.
3.3.3 Амортизация
, (34)
где амортизация
подвижного состава;
амортизация зданий и
сооружений.
Амортизация подвижного
состава, руб.
, (35)
где – норма амортизации в % от балансовой
стоимости;
– балансовая стоимость единицы ПС,
руб. (берем по данным из СМИ).
, (36)
.
Тогда
.
Амортизация зданий и
сооружений, руб.
, (37)
где – норма амортизации в % от
балансовой стоимости;
– балансовая стоимость сооружений,
руб. (60% от стоимости всего ПС)
.
Тогда
.
Тогда
.
3.3.4 Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные
расходы, руб.
, (38)
3.3.5 Имущественные
и транспортные налоги
Имущественные и
транспортные налоги, руб.
, (39)
где основные фонды, руб.
( ).
.
Тогда
.
3.3.6 Обязательное страхование автогражданской
ответственности
Затраты на ОСАГО
принимается 3949 руб. на один автомобиль, руб.
, (40)
Тогда
Результаты расчёта затрат
заносятся в таблицу 4.
Таблица 4 — Смета затрат
и калькуляция себестоимости перевозок
СТАТЬИ ЗАТРАТ | Сумма, руб. | Себестоимость на 1000 км (руб) |
Стр ра себест., % |
Материальные затраты |
15411120,29 | 12105 | 12,13 |
Фонд оплаты труда |
6879511,5 | 5403,66 | 8,62 |
Отчисления на социальные нужды |
1788673,02 | 1404,95 | 22,42 |
Амортизация ПС | 12572060 | 9875 | 48,12 |
Амортизация зданий и сооружений |
300000 | 235,6 | 1,16 |
Общехозяйственные расходы |
3212000 | 2522,9 | 5,6 |
Имущественные и транспортные налоги |
44000000 | 34560,76 | 1,7 |
ОСАГО | 98725 | 77,5 | 0,17 |
ИТОГО ЗАТРАТ | 117134149,9 | 92005,58 | 100 |
Себестоимость
определяется по формуле, км (руб).
, (41)
4 Планирование доходов, прибыли и рентабельности
Доходы определяются исходя из принятого уровня рентабельности
35 % (т.е. общие затраты предприятия увеличить на 35% и получить расчетный
доход).
Доход АТП, руб.
, (42)
.
Доходная ставка, руб.
,
Валовая прибыль АТП, руб.
, (43)
.
Налог на прибыль в
госбюджет составляет 24% от суммы налогооблагаемой прибыли, руб.
, (44)
.
Чистая прибыль АТП, руб.
, (45)
Тогда
.
Рентабельность (%) определяется по отношению валовой прибыли
к затратам по следующей формуле:
%, (46)
Производительность труда одного работающего, в рублях дохода
, (47)
Фондоотдача (руб.) определяется по следующей зависимости:
, (48)
где – стоимость производственных
фондов АТП в рублях определяется по следующей формуле:
, (49)
,
Тогда
.
Фондовооруженность определяется по следующей формуле, руб.
, (50)
Фондооснащенность (коэффициент технической оснащенности) определяется
следующим образом, руб.
, (51)
.
Все расчеты сводятся в таблицу 5.
Таблица 5 – Технико-экономические показатели
Показатели | Числов. значения |
Объем перевозок, тонн |
57408 |
Грузооборот, т.км | 1435200 |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. |
25 |
Численность работающих, чел. |
49 |
Производительность труда 1 работающего, руб. |
3227165,4 |
Себестоимость перевозок, руб/100 км |
92005,58 |
Доходная ставка, руб/1000 км |
124207,54 |
Чистая прибыль АТП, руб. |
31157683,9 |
Рентабельность к затратам, % |
35 |
Фондоотдача, руб. |
7,9 |
Фондовооруженность, руб. |
408163,3 |
Фондооснащенность, руб. |
800000 |
5. Определение экономической целесообразности
проекта
Для расчета финансовой
эффективности проекта применяют четыре главных метода инвестиционного анализа
окупаемости капиталовложений; чистой текущей стоимости (иногда его называют
методом чистого дисконтированного дохода); индекса доходности.
Метод окупаемости капиталовложений
является весьма распространенным на практике. Но его существенный недостаток
игнорирование будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода (в
условиях инфляции, резких колебании ставки процента и низкой нормы внутренних
накоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточно
точен).
Окупаемость капиталовложений
рассчитывается по формуле,
, (52)
.
Результаты
расчетов заносят в таблицу 6.
Таблица 6 – Сводные
технико-экономические показатели проекта
Показатели | По проекту |
1. Объем перевозок, т. | 57408 |
2. Списочное количество обслуживаемых автомобилей по маркам, шт. | Зил4331, 25шт. |
3. Грузооборот, ткм. | 1435200 |
4. Время в наряде, ч. | 10 |
5. Среднее расстояние перевозки, км. | 25 |
6. Суточная выработка на один автомобиль, т. | 459,3 |
7. Годовые эксплуатационные затраты, руб. | 117134149,9 |
8. Себестоимость перевозок, руб/км. | 92005,58 |
9. Годовая чистая прибыль, руб. | 31157683,9 |
10. Площадь участка (зоны), м2 | — |
11. Капиталовложение, руб. | 20000000 |
12. Рентабельность основной деятельности, % | 35 |
13. Окупаемость капиталовложений | 0,454 |
Заключение
В данном
курсовом проекте мы рассчитали экономические показатели и целесообразность
рассчитываемого предприятия. Также расчет производился, для того чтобы понять и
закрепить принцип расчета АТП в экономических целях, что пригодится нам в
будущем. По расчетам мы получили, что капиталовложения меньше чистой прибыли и
амортизации отсюда следует, что мое рассчитываемое предприятие окупается за
один год.
Список используемой
литературы
1.
Жарова О. М.
Типовые задачи по экономике автомобильного транспорта: учебное пособие для
автотрансп. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 223 с.
2.
Сербиновский Б.
Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б. Ю.
Сербиновский и др. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2006. – 494 с.
3.
Тозик А. А.
Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие / А. А. Тозик. – 2-е изд. –
Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
4.
Туревский И. С.
Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие. – М.:
Высшая школа, 2006. – 222 с.
5.
Алексеева И. М.
Статистика автомобильного транспорта. – М.: Экзамен, 2005. –348 с.
6.
Программа
информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант Плюс:
Высшая Школа». Осень 2005.
7.
«НОРМЫ РАСХОДА
ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящий
документ Р3112194-0366-03.