Современная экономическая ситуация в РФ

Дата: 21.05.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Положительные тенденции в
российской экономике

2. Отрицательные тенденции в российской экономике

Список использованной литературы

1. Положительные тенденции в российской экономике

Старт проекта
“Городской автомобиль”, заключающего в себе разработку и реализацию первого
российского гибридного автомобиля
, в конструкции которого предполагается использование
электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого
газово-бензиновым роторно-лопастным двигателем, и от ёмкостного накопителя
энергии. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин
запланировано на сентябрь 2012 г., при этом стоимость автомобиля составит 450
000 рублей[1].

Данный проект считается
одним из самых перспективных и многообещающим, что подтверждается уже
проведенными успешными испытаниями автомобиля и положительными отзывами, в
первую очередь, среди Интернет-аудитории. Кроме того, стоит отметить, что
основным организатором и идеологом проекта стал известный российский предприниматель
М.Прохоров, возглавляющий частный российский инвестиционный фонд Группа ОНЭКСИМ
– ведущую компанию России в части реализации, как венчурных проектов, так и
инвестирования средств в высоконадежные активы финансового и реального сектора
отечественной экономики. Предположительные затраты проекта до серийного
производства – 150 млн. евро или 6072, 88 млн. руб. В качестве основных
положительных эффектов для российской экономики на федеральном, региональном и
местном уровнях территориального деления можно выделить следующие:

1. Новый автомобиль на
90% будет состоять из комплектующих деталей отечественного производства, что
должно создать благоприятный эффект для повышения спроса на продукцию
промышленного производства начиная с добывающих и обрабатывающих отраслей
(цветная металлургия, химическое производство) и заканчивая производством
машин, оборудования и электрооборудования;

2. стартовая мощность уже
строящегося в поселке Марьино Ленинградской области автомобильного завода
должна составлять 10 – 20 тыс. автомобилей в год с последующим увеличением
объема производства до 40 – 50 тыс. Также планируется последующее наращивание
производительных мощностей за счет строительства 5 новых сборочных площадок. В
данном случае можно говорить о социально-экономических последствиях реализации
представленных планов, к которым стоит отнести образование новых дополнительных
рабочих мест и создание или модернизацию уже существующих инфраструктурных
комплексов в предположительном районе производств;

3. реализация дополнительной
внебюджетной поддержки существующих научно-технических разработок в области
автомобиле- и приборостроения, привлечение повышенного внимания к существующим
проблемам российской науки.

Хотя разработка и
реализация данного проекта носит характер частной инициативы, в её основе лежат
объективные факторы, продиктованные общими макроэкономическими тенденциями
развития нашей экономики. К подобным причинам можно отнести назревшие
предпосылки к модернизации всей экономической системы страны, главным образом
по пути создания новых конкурентоспособных отечественных производств, продукция
которых могла бы наравне конкурировать с ведущими иностранными производителями.
Данный вопрос приобретает особую принципиальность в свете продолжающейся
стагнации российской автомобильной промышленности. Однако стоит указать, что в
качестве основного экономического акселератора явилась общая стабилизация
экономики страны по сравнению с реформаторскими 90ми гг., а также постепенное
налаживание и совершенствование существующих внешнеторговых связей, вследствие
чего в течение последнего десятилетия российская экономика стала более
привлекательна для иностранных финансовых вложений как прямых, так и
портфельных.

Распространение возможных
эффектов от реализации описываемого проекта описано выше в пунктах 1, 2 и 3.

Возможные риски данного
проекта:

— по причине “полного
отсутствия у разработчиков опыта проектирования и массового выпуска автомобилей
такого уровня и класса”[2] существует возможность
отклонения от намеченных целей в сроках и надлежащем качестве будущей продукции
в пределах среднесрочной перспективы;

— продолжающееся падение
мировой экономики, имеющее выражение в падении совокупного потребительского
спроса, в том числе и российской в реальном выражении, может создать
дополнительные трудности и преграды при уже массовом производстве автомобиля на
долгосрочной перспективе;

— возможное вступление
России в ВТО станет, по всей видимости, сильным ударом для всей российской
экономики, имеющей в своей структуре массу нерентабельных и заведомо убыточных
производств, в целом, и для подобного амбициозного, но ещё не окрепшего
проекта, как “Ё-мобиль”.

Преодоление
предприятиями нефтехимического комплекса г. Тольятти негативных последствий мирового
экономического кризиса 2008 г. на примере ООО “Тольяттикаучук”.

Согласно отчету о
социально-экономическом развитии городского округа Тольятти за 2010 г.,
благодаря целенаправленной работе по техническому перевооружению и обновлению
основных производственных фондов данного предприятия удалось нарастить выпуск
по большинству видов продукции, в результате чего индекс химического
производства 2010 г. составил 106,3% к соответствующему периоду прошлого года,
в том числе в декабре – 119,4% к уровню декабря 2009 г. Бесспорно, подобная
тенденция носит исключительно положительный характер, так как ООО
“Тольяттикаучук” является основным производителем каучуковой продукции в
России, обладая четвертью его рынка, и вторым в Европе по объему производства [3].

В качестве основных
предпосылок подобных результатов в отрасли, в целом, и на данном предприятии, в
частности, явилась происходящая сегодня переориентация федеральной бюджетной
политики в сторону реальной финансовой поддержки собственных производительных
сил, главным образом, в отраслях создающих продукт с наибольшей добавленной
стоимостью; и с другой стороны заинтересованность и потребность крупнейших
иностранных экономик в продукции российской химической промышленности, обладающей
высокими показателями качества и надежности.

К основным возможностям
распространения данного успеха можно отнести повышение синергетического эффекта
в части образования дополнительных доходов у контрагентов предприятия,
представленных в данном случае транспортными, нефтедобывающими и
нефтеперерабатывающими компаниями России. Также вследствие активной
внешнеторговой деятельности предприятия, представленной экспортными операциями
с такими странами как Китай, США, ФРГ и прочие, по поставкам каучука, позволит
привлечь дополнительную ликвидность, как в бюджет, так и в частный сектор
экономики.

Накопленные противоречия
в сфере международной торговли, выраженные, прежде всего, в создании и
расширении так называемых “финансовых пузырей”, оказывающих непосредственное
влияние на реальные товарные сделки между контрагентами, представляют самую
основную угрозу для дальнейшего благоприятного развития внешнеторговой
деятельности данного предприятия. Также к рискам среднесрочного характера можно
отнести продолжающийся рост тарифов естественных монополий, продукция и услуги
которых составляют значительную часть косвенных расходов на подобных
предприятиях.

Продвижение и развитие
глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, являющейся одной из двух
функционирующих спутниковых систем глобальной спутниковой навигации
.

Данная навигационная
система является действительным шагом в сторону преодоления зависимости
российской экономики и государства в целом от доминирующей на сегодняшний день
американской навигационной системы NAVSTAR GPS. ГЛОНАСС является сферой прямых
государственных интересов и тесно связан с космической отраслью и
оборонно-промышленным комплексом страны. В настоящее время развитием проекта
ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО
“Российские космические системы”[4].

Российская система
спутниковой навигации представляет интерес не только для указанных выше
отраслей, но также находит всё большее применение и в частном пользовании для
автолюбителей и автотранспортных организаций.

Факторами успеха стал
накопленный со времен Советского союза опыт в области приборостроения и
космических технологий, а также созданная в тот же период
материально-техническая и научная базы.

Экономический эффект от
внедрения в широкое пользование заключается в переориентации российского
потребительского спроса с западного аналога и переход на отечественную систему.
Причем данный переход не должен носить со стороны государства характер сугубо
протекционистских мер. Всё должно происходить в ключе реальной конкуренции без
использования административного ресурса и насаждения продукции, только потому,
что она разработана и произведена на базе отечественных технологий, то есть
данный переход должен носить естественный и добровольный характер.

Возможные риски внедрения
системы и развития успеха:

— высокая зависимость
проекта от бюджетных средств, отсутствие частного капитала, а значит и
диверсификации рисков;

— техническое
несовершенство устройства приема может стать главным барьером на пути его
активного внедрения в частное потребление;

— высокая доля
коррупционной составляющей в части распределения бюджетных средств, результатом
чего может стать частичное недофинансирование проекта, что непосредственно
будет откладываться на качестве производимых работ по дальнейшему внедрению
системы.

2. Отрицательные тенденции в российской экономике

экономика
россия мировой кризис

Падение эффективности
крупнейших российских государственных компаний – ОАО “Газпром”, ОАО “РусГидро”,
ОАО “Роснефть”

Проводимая в последнее
десятилетие экономическая политика не в силах выдержать серьезной
конструктивной критики, начиная социальными реформами, выразившихся главным
образом в монетизации льгот, и заканчивая государственным управлением
крупнейшими российскими компаниями. Спектр проблем и диспропорций существующей
системы достаточно широк и многообразен, но в качестве основной и вездесущей
проблемы на первый план всегда выделяется устоявшаяся зависимость российской
экономики от собственного сырьевого сектора, а если ещё точнее – от мировой
конъюнктуры цен на энергоносители. Однако на самом деле подобные высказывания
носят не совсем точный характер. Понятно, что основные денежные потоки
устремляются и оседают именно в нефтяном секторе, но сама проблема зависимости
состоит не в этом. Причина в данном случае кроется в неспособности самой
экономической системы к дальнейшему эффективному перераспределению излишек
средств в остальные сектора национальной экономики. Подтверждением данного
тезиса является работа М. Хазина и О. Григорьева – одних из самых авторитетных
и востребованных российских экономистов, в области описания “модели
просачивания”[5]. Схема модели изображена
на рис.1.

Современная экономическая ситуация в РФ

Рис. 1 “Модель
просачивания” российской экономики

И одной из основных
причин такой неспособности к перераспределению является низкая эффективность
деятельности указанных в заголовке государственных компаний, так как именно на
них возложена данная функция. Что в длительной перспективе можно расценивать
как абсолютный провал всей экономической политики России.

Активным планом действия
по преодолению описанной выше негативной ситуации должно стать налаживание
данных каналов и связей, а также добросовестная приватизация данных компаний с
минимизацией влияния государственных институтов в данной сфере.

Нарастающий дефицит
Пенсионного фонда России

Данная проблема носит
остро выраженный социально-экономический характер, последствия которой скажутся
на каждом элементе существующей системы. Согласно заявлению министра финансов
А.Кудрина, “из федерального бюджета в этом году в Пенсионный фонд России (ПФР)
будет перечислено 1 трлн. 116 млрд. рублей”[6]. Кроме того, дефицит будет расти и
впредь, что поставит под угрозу само существование пенсионной системы в нашей
стране.

В качестве основных
причин подобного положения дел выделяют: передачу 1 января 2010 г. из
федерального бюджета базовой части трудовой пенсии на финансирование ПФР;
введение накопительного компонента (в связи с чем определённый процент тарифа
отвлекается на накопления, не участвующие в текущем финансировании пенсий);
наличие досрочных пенсий (33% всех пенсионеров выходят на пенсию раньше
пенсионного возраста).

Решение данной проблемы
может осуществляться по нескольким направлениям:

— повышение пенсионного
возраста;

— разработка и внедрение
новых инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений;

— продолжение дотирования
ПФР за счет средств федерального бюджета.

Низкая эффективность
управления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния

Накопленные за время
благоприятной обстановки на внешних сырьевых рынках денежные средства,
выраженные в иностранной валюте, к сожалению не сыграли видимого эффекта в
процессе управления макроэкономическими процессами в стране. Напротив, вместо
направления этих средств на развитие собственной экономики – в реальное
производство, иностранная валюта была вложена в низкодоходные инструменты
западных эмитентов в целях максимизации надежности и сохранности средств.
Однако какой смысл хранить эти средства, если они все равно не могут быть
израсходованы внутри страны? Считается, что если бы данные средства были
направлены в реальный сектор, то это неминуемо вызвало высокую инфляцию и
прочие негативные факторы. И здесь стоит заметить то, что в основе сегодняшних
инфляционных процессов в нашей стране лежат немонетарные причины, а точнее рост
цен происходит в основном за счет роста тарифов естественных монополий. Также
считается, что эти средства составляют запас прочности российской экономики или
представляют из себя своеобразную “подушку безопасности” на случай различных
кризисных ситуаций. В этом случае также необходимо уточнить, что если бы на
протяжении докризисного 2008 г. происходило равномерное, а самое главное
обоснованное вкладывание упомянутых денежных средств в собственное реальное
производство, то есть в существующие технологические цепочки по средствам
банковской системы, а также создание новых трансфертных связей и рабочих мест,
результатом всего этого стала бы окрепшая и самодостаточная национальная
экономика.

Список использованной
литературы

1. Григорьев, О Борьба с “сырьевым
проклятьем” / О.Григорьев, М.Хазин // Однако – 2010. № 4. – С. 18

2. Колесников, А. Как е-мобиль
Михаила Прохорова нашел себе достойного тест-драйвера / А. Колесников //
Коммерсант – 2011. – № 57. – С. 5

3. Мясников, В. Премьер дал старт
широкому внедрению ГЛОНАСС-технологий / В. Колесников // Военное обозрение –
2010. — № 67. – С. 9

4. Фаляхов, Р. Пенсионеров ждет 2013
год / Р. Фаляхов // Финансы – 2010. — № 12. – С. 23

5. Веб-сайт Авто-ревю: [электронный
ресурс] // Концёпт-кары / www.autoreview.ru

6. Веб-сайт Сервер пресс-релизов: [электронный
ресурс] // Более 1 млн. тонн синтетического каучука производиться в России /
pr.b2bsbn.ru


[1]
http://kommersant.ru/doc/1614093

[2]
http://www.autoreview.ru/articles/concept_cars/

[3]
http://pr.b2bsbn.ru/pr/advert/2594/

[4]
http://nvo.ng.ru/realty/2010-08-13/4_glonass.html

[5]
. Григорьев, О Борьба с “сырьевым проклятьем” / О.Григорьев, М.Хазин // Однако
– 2010. № 4. – С. 18

[6]
http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/25/3431514.shtml

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий