Административное право в системе управления финансов и кредита
Московский Экономико-Финансовый Институт
Курсовая работа по предмету
«Право»Административное право в системе управления финансов и кредита
Выполнил студент группы:
7МТ-331-ВЧ-С
Воротников В. В.
Проверил:
Пивоваров Ю. Ф.Москва 2004
Содержание
Введение 3
Управление в области финансов и кредита 6
Литература 15Введение
Административное право – одна из ведущих отраслей права, нормы которой
регулируют общественный отношения, возникающие в процессе реализации
исполнительной власти.
Административное право определяет правовое положение граждан, местных
органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных
формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности
исполнительной власти, регламентирует порядок образования её органов, их
компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения
законности в государственном управлении, взаимоотношения органов
исполнительной власти с другими государственными органами, общественными
объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие
отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах
жизнедеятельности.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений,
регулируемых ее нормами.
Предмет административного права – это совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности
исполнительной власти. Поскольку они неразрывно связаны с государственно-
управленческой деятельностью их обычно характеризуют в качестве
управленческих отношений. В этих отношениях:
1) опосредуются связи между управляющими (субъект управления) и
управлениями (объект управления), в основе которых целенаправленное и
упорядочивающее воздействие на поведение людей и их объединений;
2) находят свое непосредственное выражение публично-правовые интересы и
соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на
общественные связи;
3) реализуется государственная политика соблюдения и защиты прав и
свобод граждан, их объединений, а также регулирования в экономической,
социально-культурной и административно-политической сферах жизни
государства и общества;
4) получает наглядное выражение одна из вервей государственной власти,
а именно механизм реализации исполнительной власти.
В обобщенном виде общественные отношения, регулируемые административным
правом, возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного
управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами
административного права могут быть внешними и внутренними. Внешними
называются отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи,
функции полномочия органов исполнительной власти, например, отношения между
органами исполнительной власти и гражданами. Внутренние
(внутриорганизационные или внутрисистемные) возникают в процессе
деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов
представительной (законодательной) и судебной властей, а также органов
прокуратуры при руководстве их аппаратами.
Метод правового регулирования – это совокупность способов и средств
воздействия на волю и поведение участников общественных отношений.
Для любой отрасли права характерны следующие методы правового
регулирования:
распоряжение (повеление) – возложение на участников общественных
отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с
требованиями правовой нормы (метод прямого распорядительства-предписания);
запрет – предписание иного юридического содержания, смысл которого состоит
. в том, что нормы права возлагает на их адресатов прямую юридическую
обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых
действий в условиях, предусмотренных данной нормой;
дозволение – разрешения совершать те или иные юридически значимые действие
. в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержание от их
осуществления по своему смотрению.
Каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом
особенностей своего предмета регулирования, т.е. соответствующих
общественных отношений. В связи с этим различия между отраслями права можно
провести по степени используемого на практике того или иного метода. Так,
для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права –
дозволения, для административного права – предписания, поскольку отношения,
регулируемые им, построены не на равенстве их участников, а на началах
«власти – подчинения».
Большая часть норм административного права носит повелительный
(императивный) характер. Нормы в виде распоряжений выражают государственную
волю, побуждают и принуждают участников управленческих отношений к
определенному виду действий или формам правомерного поведения. Предписание,
исходящее от органа исполнительной власти и выражающее его односторонне-
властное волеизъявление, обязательно для других участников общественных
отношений, регулируемых административным правом.
Однако в определенных ситуациях административное право предусматривает
возможность возникновение управленческих отношений, построенных на началах
юридического равенства сторон (например, заключение договоров между
субъектами РФ).Система административного права
Административное право есть целостная система правовых норм и
институтов, тесно взаимосвязанных между собой. Их объединяет предмет, цель
и метод регулирования.
Система административного права делится на Общую и Особенную части.
Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а
Особенная часть состоит их норм, действующих в пределах отдельных отраслей
и сфере деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных
субъектов права) и негосударственных организаций;
регулирующие организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата
государственного управления), в том числе государственно-служебные
отношения;
обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
регламентирующие административное принуждение и административную
ответственность.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
организационно-хозяйственную деятельность;
социально-культурную деятельность;
административно-политическую деятельность;
межотраслевую управленческую деятельность.
Административное право регулятивное действие осуществляется путем
реализации следующих функций:
А) правоисполнительной;
Б) правоустановительной;
В) правоохранительной;
Г) организационной;
Д) координационной.
Свою служебную роль, выражающуюся в его функциях, административное
право выполняет, руководствуясь принципами, положенными в основу
практической реализации исполнительной власти. В их числе приоритетность
интересов личности, разделение властей, законность, федерализм,
ответственность.
Цели административного права составляют:
создание условий для эффективной деятельность исполнительной власти;
обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью
реализации прав и свобод, осуществление которых связанно с
функционированием исполнительной власти;
защита граждан и общества от административного произвола.Управление в области финансов и кредита
Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации
относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия,
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды
регионального развития; в совместном ведении РФ и её субъектов находится
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и
местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием
собственных источников доходов и правом определять направления их
использования и расходования. Бюджеты должны быть реальными, выполнимыми и
по возможности бездефицитными. Они призваны способствовать поступательному
развитию экономики страны, высокому уровню социальной защиты граждан, а
также обороноспособности государства.
Правовая основа деятельности государства в бюджетной сфере – Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Он определяет принципы
функционирования бюджетной системы страны, основы бюджетного процесса и
межбюджетных отношений. Бюджетная система Российской – это основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая
нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетный
процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,
проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и
исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также
по контролю за их исполнением.
Государственные бюджеты – федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ
ежегодно утверждается соответствующими законами. Бюджетным кодексом
установлено казначейское исполнение бюджетов.
Бюджетная классификация Российской Федерации – группировка доходов и
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источником
финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении
проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Она
установлена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-Ф3 в редакции
от 5 августа 2000г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Финансирование – это предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и
безвозмездный отпуск денежных средств, осуществляемый финансовыми органами.
Финансирование бюджетных учреждений производится на основе составляемых
смет расходов.
Основным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней
является налоги и сборы, поэтому организации налогового дела уделяется
особое нормативно-правовое внимание. Под налоговой системой Российской
Федерации понимается совокупность налогов и сборов, а также методов и
механизмов их исчисления и взыскания.
В этой сфере в настоящее время действуют: части первая и вторая
Налогового кодекса РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» (с изменениями), «О таможенном тарифе», «О налоге на операции с
ценными бумагами», Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доходов
для определенных видов деятельности», «О налоге на игорный бизнес» и ряд
других нормативных правовых актов.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления деятельности денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В РФ устанавливаются:
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Кредитование является частью финансовой системы государства, это вид
банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный
срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Занимающаяся
кредитованием банковская система страны состоит из Центрального банка РФ
(Банка России), российских кредитных организаций (банков и небанковских
кредитных организаций), а также филиалов и представительств иностранных
банков.
Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во
вклады денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет
право осуществлять только отдельные банковские организации. Отношения
кредитных организаций и государства характеризуются тем, что кредитная
организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот, однако
государство регулирует банковскую сферу деятельности и в последнее время
пытается предпринять определенные меры по реформированию банковской
системы.
Правовую основу деятельности банковской системы составляют Федеральные
законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке
Российской Федерации (Банк России)», «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Еще одним институтом финансовой системы государства является
страхование. Его развитие для современной России особенно значимо,
поскольку число объектов страхования постоянно возрастает: жизнь и здоровье
человека. Имущество граждан и организаций, предпринимательские риски и т.д.
соответственно растет и рынок страховых услуг.
Важную роль для обеспечения социальной защиты населения играет
обязательное социальное страхование (пенсионное, от несчастных случаев на
производстве и т.п.) и обязательное государственное страхование
военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Правовую базу страхования составляют Законы РФ «Об организации
страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы «Об основах
обязательного социального страхования», «Об обязательном государственном
страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные
сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой
инспекции» и ряд других нормативно-правовых актов.
В области финансов, бюджета, кредита и налогов на федеральном уровне
действует несколько органов государственного управления. Согласно
действующему законодательству проводится определенная грань между чисто
финансовой, кредитной и налоговой функциями органов исполнительной власти,
однако, все они действуют в тесной взаимосвязи и, сохраняя свою
самостоятельность, составляют систему финансовых органов государства.
Общее руководство финансовой деятельностью осуществляет Правительство
России, которое в соответствии Федеральным конституционным законом «О
Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет
Государственной Думе Федерального Собрания РФ федеральный бюджет,
обеспечивает его исполнение, отчитывается перед ней об исполнении
федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику,
обеспечивает совершенствование бюджетной системы, принимает меры по
регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным
внутренним и внешним долгом Российской Федерации с иностранными
государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой
политике цен.
Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на
долю Министерства финансов РФ, его территориальные органы, а также
финансовые органы субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В
соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от
6 марта 1998 г. № 273, Министерство финансов РФ (Минфин России) –
федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политике в Российской Федерации
и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
Основные задачи Министерства:
1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;
2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ;
3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития России;
4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в
установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об
исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в
установленном порядке от имени Российской Федерации; управлением
государственным внутренним и внешним долгом России;
6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых
рынков в российской Федерации;
7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере
формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов
и драгоценных камней;
8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и
отчетов об их исполнении;
9) осуществление в пределах своей компетенции государственного
финансового контроля;
10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и
отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ
и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ
аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России выполняет,
в частности, следующие основные функции:
подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной
. системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных
отношений с субъектами федерации;
участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и
структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов
отечественных производителей работ и услуг;
участвуют в подготовке предложений по основным направлениям кредитной,
денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежной экономике;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной
инвестиционной политики;
разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного
бюджета Российской Федерации;
исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет
отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета
Российской Федерации;
осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального
бюджета;
совершенствует метод бюджетного планирования и порядок бюджетного
финансирования;
разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной
власти предложения о налоговой политике, развитии налогового
законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ;
координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов
исполнительной власти, на которые возложена ответственность за
обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных
платежей в федеральный бюджет;
участвует в разработке предложений об установлении размера ставок
таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры
государственных заимствований;
проводит с учетом Центрального банка РФ государственную политику в области
. эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
. выступает в установленном порядке в качестве эмитента государственных
ценных бумаг;
подготавливает предложения по формированию и использованию средств
государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по
установлению размеров отчислений в указанные фонды;
лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за
их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и
объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным
соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми
организациями;
участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ (Госфонда России), обеспечивает пополнение,
сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов и драгоценных
. камней;
организует и проводит в соответствии с законодательством РФ пробирный
надзор в РФ; осуществляет контроль за извлечением, переработкой,
использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных
камней в организациях;
утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности,
инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме
бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных
организациях);
устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных
организаций;
участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает
формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ;
. проводит в соответствии с законодательством РФ аттестацию аудиторов и
лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской
системе);
проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические
проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета.
В состав Минфина России действует Федеральное казначейство, Положение о
котором утверждено постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27
августа 1993 г. № 864. Единая централизованная система органов федерального
казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных
органов федерального казначейства по субъектам федерации, городам (за
исполнением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Главная задача казначейства — организация, осуществление и контроль за
исполнением федерального бюджета на счетах казначейства в банках, исходя их
принципа единства кассы. Органы казначейства наделены широкими правами, в
том числе контрольного характера.
В качестве контрольных органов Минфина России выступают также
контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъектах
Российской Федерации.
При Министерстве финансов РФ в качестве федеральных учреждений
действуют Государственные учреждение по формированию Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и
использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) и
Российская государственная пробирная палата (Пробирная палата России).
Помимо Минфина России в сфере финансового функционирует с определенными
исполнительными полномочиями Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
(ФКЦБ России). В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента
РФ от 1 июля 1996 г. №1009 в редакции от 3 апреля 2000 г., ФКЦБ России
является федеральным органом исполнительной власти по проведению
государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю
деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению
прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Правовая база для деятельности
ФКЦБ – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Комиссия имеет множество
функций, важнейшие из которых: разработка основных направлений развития
рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных
бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию
ценных бумаг на территории РФ, и порядка регистрации эмиссии и проспектов
эмиссии ценных бумаг; утверждение единых требований к правилам
осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе
стандартов страхования и гарантий на рынке ценных бумаг; установление
порядка лицензирования и осуществление лицензирования различных видов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также
приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения
законодательства о ценных бумаг.
Определенная роль в системе управления государственными финансами
отводится Государственному таможенному комитету Российской Федерации,
поскольку осуществляемая им и его подразделениями (региональными
таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами) деятельность
обеспечивает, в частности. Поступление в бюджет значительных денежных
средств. Поступление этих средств результат выполнения таможенными органами
функций субъектов валютного и экспортного контроля.
Согласно Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации»,
налоговые органы Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля
за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах
компетенции налоговых органов.
Единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации
образуют Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его
территориальные органы – управления Министерства по субъектам РФ,
межрегиональные инспекции Министерства, инспекции Министерства по районам,
районов в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства
межрайонного уровня.
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) – федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей
налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и
осуществляющий ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты
всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов,
сборов и других обязательных платежей, обеспечивающий межотраслевую
координацию, государственный контроль и регулирование в области
производства и оборота элитного спирта и алкогольной продукции, а также
осуществляющий в установленном порядке валютный контроль.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением
правительства РФ от16 декабря 2000 г. № 783, основные задачами МНС РФ
включает:
1) контроль за соблюдением законодательства о налога и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и
государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;
2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью
обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и
государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных
платежей в полном объеме;
3) осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о
валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых
органов;
4) осуществления государственного контроля производства и оборота
этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет, в
частности, следующие функции:
проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и
других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции
разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы
заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам,
налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов, правильность исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в
соответствующий бюджет и государственные фонды;
ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготавливает в пределах своей компетенции предложения по
совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений,
развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также
валютного законодательства и законодательства в области производства о
налогах и сборах;
применяет установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения
законодательства о налогах и сборах;
проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами
мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;
осуществляет контроль за соблюдением правил использования контрольно-
кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях,
обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с
законодательством РФ;
осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по
производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной
деятельности.
Налоговые органы, в том числе МНС РФ, обладают большими правами,
установленными Налоговым кодексом РФ (ст.31), Законом РФ «О налоговых
органах Российской Федерации» и Положением о Министерстве РФ по налогом и
сборам.
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации
(Банк России)», основными целями деятельности Центрального Банка РФ
являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования системы расчетов. При этом получение
прибыли не являются целью деятельности банка.
Банк России выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования; устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации; определяет правила проведения банковских
операций; бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдаёт и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
выполняет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже
иностранной валюты; организует и осуществляет валютный контроль как не
посредственно, так и через уполномоченные банки, а также реализует иные
функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России имеет свои территориальные органы, в пределах своих полномочий
и издаёт нормативные акты, обязательные для органов государственной власти
и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Счётная палата РФ – постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчётный
ему. В соответствии с Федеральным законом «О Счётной палате Российской
федерации» её задачами являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение
эффективности и целесообразности расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального
бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранения, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального
бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ,
уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской
Федерации.
Следует обратить внимание, что с недавнего времени в финансовой сфере начал
действовать ещё один орган – Комитет Российской Федерации по финансовому
мониторингу (КФМ России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября
2001 г. №1263. Этот федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путём, и координирующей деятельностью в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ подотчётен Министерству
финансов РФ, а обязанности председателя Комитета исполняет первый
заместитель министра финансов.
Правовую базу деятельности КФМ России составляет Федеральный закон «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путём». Основные задачи Комитета включают:
1) сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами
или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных
в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путём;
3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в
соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований,
свидетельствующих о том, что операция, сделка связанны с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путём;
4) осуществление в соответствии с международными договорами Российской
Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами
иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путём;
5) представление Российской Федерации в международных организациях по
вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путём.
Литература1) Конституция Российской Федерации – М., 1998
2) Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях. – М.,
2002.
3) Административное право России / Под ред. Коренева А.П. Учебник. В 3 ч.
Ч. 1. и 2. 3-е изд. – М.: Щит-М, 2001.
4) Административное право России: Учебник: В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. А.П.
Коренева. – М.: Щит-М, 2001.
5) Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:
Юристъ, 2001.
6) Алехин А.П., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российский Федерации: Учебник. – М.: Зерцало,1999.
7) Бархах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.:
НОРМА; ИНФРА-М, 2000.
8) Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. — М.:
НОРМА; ИНФРА-М, 1998.
9) Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное
пособие. — М.: Юристъ, 2000.
10) Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд. – М.:
Юристъ, 2000.