Сочинение
Тема:
М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита”На протяжении всей жизни человек
сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть
добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра
и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одна из
ключевых, автор показывает
читателям эту вечную борьбу добра и зла.«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в
одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.Прежде
всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом Воланда, одним из
главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в том, творит ли Воланд
зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло. Булгаков недаром пишет, что
он «вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд указывает на
пороки людей и провоцирует их на проявление этих качеств. Так, например, в
сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами и одеждой, Воланд
продемонстрировал человеческую жадность. Воланд
точно определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в
культурном мире Москвы, бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович
Босой- взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель,
служащий одной из контор, доносчик, а «тщательно маскирующийся под
пролетария» поэт А. Рюхин закоренелый лицемерВ слово
«добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые». То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун»
назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и
борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане
внутренне?»—прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало,
читатель явно ощущает, что «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны
и глупы». Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и
разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, «самым
тяжким» из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и
жалость человеческой натуры.Итак, тема
добра и зла у Булгакова это проблема выбора людьми принципа жизни, а
предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, воздать
каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает только человека способным
преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Через судьбу
Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты
сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его
сила. Маргарита у писателя идеал. Мастер тоже носитель добра, потому что
оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор
дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик
и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой
взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом,
действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и
его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.
Евгений