Конкурентоспособность России

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

Глава I. Конкуренция, как составляющая
рыночной экономической системы

1.1
Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

Глава II. Конкуренция как критерий
классификации рыночных структур

2.1
Особенности рынка совершенной конкуренции

2.2 Рынок
несовершенной конкуренции: сущность, типы, методы

2.2. 1 Чистая монополия

2.2. 2 Олигополия

2.2.3
Монополистическая конкуренция

Глава III. Конкурентоспособность России —
основные штрихи

3.1
Конкурентоспособность России в настоящее время

3.2 Факторы,
препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики

3.3
Перспективы повышения конкурентоспособности России

Заключение

Библиографический
список литературы

Введение

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической
теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях
капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической
системы.

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной
экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы
конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В настоящее время, проходящее под знаком глобализации, остро
встала проблема конкурентоспособности национальных экономик привлекай все
больше внимания исследователей и политиков. Можно с уверенностью утверждать,
что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет одной
из первоочередных задач на ближайшие десятилетия. И в мировой экономической
мысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в число
наиболее активно разрабатываемых и дискутируемых.

Конкуренция — одна из самых главных черт рыночного хозяйства.
Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия
для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых
конкурентоспособных товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности российской
экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке
стратегии экономического развития страны.

Объектом исследования в данной работе является конкуренция,
как явление экономических отношений.

Предметом исследования выступают современные формы
конкуренции.

Целью работы является на основании научной литературы
раскрыть понятие «конкуренция», рассмотреть и охарактеризовать современные
формы конкуренции.

Задачи исследования:

■ 
раскрыть
понятие термина «конкуренция»;

■ 
охарактеризовать
основные формы конкуренции;

■ 
рассмотреть
конкурентоспособность России, выделить проблемы в данном направлении и
преимущества страны.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней
задач, работа разделена на три главы.

В первой главе рассматривается термин «конкуренция».
Приводится история развития трактовки этого понятия.

Вторая глава освещает конкуренцию как критерий классификации
рыночных структур, характеризует основные ее формы.

Третья глава работы посвящена вопросам конкурентоспособности
России сегодня. Здесь приводится оценка конкурентоспособности России в
международных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономического
форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества для
конкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтинге
Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и
преимущества для конкурентоспособности России, рассматриваются факторы,
препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики, а также
приводятся перспективам повышения конкурентоспособности России, в частности
развитие науки и инноваций, повышение качества профессионального образования и
прочее.

Для раскрытия данной темы были проработаны статьи журналов
вопросы экономики, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, а
так же учебные пособия, учебники, курсы лекций по экономической теории и
экономике. В частности были изучены статьи таких авторов как Глазьев, Белоусов,
Кондратьев.

Глава I. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из
разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего
«столкновение», «состязание».

1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло
несколько стадий. Классической экономической теории был характерен
поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как
совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль
на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и
покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за
более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию
с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на
которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество
благ недостаточно в сравнении с потребностями людей [10, с.112-115].

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в
экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции,
вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А.
Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной
экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего
используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным,
когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля
конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно
не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с
самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые
господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается
не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему
победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности)
влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно,
то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из
разновидностей конкуренции несовершенной» [20, с.16-22].

Такое понимание конкуренции, как видим, значительно
отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия
между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в
виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов
настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы
независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают
сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком
конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на
рынке, то есть, не возможна монополия.

Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами,
был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий
«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество»
относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на
завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется
для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для
качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою
очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в
экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а
также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

Функциональный подход к определению конкуренции связан, в
частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории
экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым.
Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие
новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,
задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с
рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем».
Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех
предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не
пользующуюся спросом продукцию[15, с.82-83].

Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон
Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия».
По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении
нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря
ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции
«открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что,
сколько, где и кому продавать [12, с.215].

Глава II. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур

Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного
механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер
конкуренции может быть различным. В зависимости от степени развитости
конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Рассмотрим данные явления более подробно.

2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая
в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной
экономики, «чистому», модифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной
конкуренции:

■ 
значительное
число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

■ 
объемы
производства и предложения отдельного производителя составляют столь
незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может
повлиять на цену;

■ 
всеми продавцами
предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

■ 
все участники
рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел
на рынке;

■ 
мобильность всех
ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая
фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть
рынок.

При соблюдении этих условий возникает действительно
равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет
перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно
работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может
увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства[7, с.106-107].

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные
ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения спроса. Это
обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы
будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока
предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить.
При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но
и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция
заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и
продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что
кривая средних издержек только касается кривой спроса. (См. Рис. 1.) Если бы
издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая
продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть
данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и
соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек
пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий
сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет.
Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию
длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Конкурентоспособность России

Рис. 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в
долгосрочном периоде

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на
всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая
предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на
лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи
— более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да и
вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах,
использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать
этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в
условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого
парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают
большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую
заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую
цену и т. д.

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более
эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к
равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом,
обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция
обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение
потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из
платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые
сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не
гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те
издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав
собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются
фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или
издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях
недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство
положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство
общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако
не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в
отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как
противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм,
не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения
научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных
исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и
капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации
продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского
выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня
потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только
учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление,
дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого
человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг,
что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Ограниченность конкуренции преодолевается в условиях различных
типов рыночных структур[14, с.221-223].

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из
признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

2.2 Рынок несовершенной конкуренции: сущность, типы

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три
основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их
черты можно представить следующей таблицей (См.табл. 1).

Таблица 1 Характеристики основных трех типов несовершенной
конкуренции

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм » Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизированный Дифференцированный
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Небольшой
Условия вступления в отрасль Блокировано Трудно Сравнительно легко
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Розничная торговля, швейная, обувная промышленность

Рассмотрим особенности конкурентного поведения фирм,
функционирующих в условиях той или иной рыночной структуры.

2.2 1 Чистая
монополия

Чистая монополия (от греч.моно — один, полео — продавец) — это рынок, на
котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е.
один продавец противостоит множеству покупателей.

Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под
монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в
определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под
монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на
нем. Как отмечает М. Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда…
предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в
значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к
оным» [7, с.109].

Монопольное положение на рынке может занимать не только
крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок
основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие
может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении
невелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое,
но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется
один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения,
один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего над
ценой.

Эта власть может возникать:

■ 
при отсутствии
близких заменителей;

■ 
когда имеются
существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у
доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом
масштаба;

■ 
при наличии
государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на
данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;

■ 
в случае
исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.

Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и в
результате заключения тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне
цен, а также в результате создания искусственного дефицита и т.п.

Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля
над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или
объемом производства.

Монопольно высокая цена — это цена товара, устанавливаемая продавцом… с целью
компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием
производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в
результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена — это цена, устанавливаемая покупателем в целях получения
дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет
продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне,
приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой
может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с
рынка.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам,
предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках
доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

■ 
монополия,
порождаемая конкуренцией (искусственная монополия).

■ 
технологические
особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на
одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и
электроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую или
естественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса
эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;

■ 
государственная
(легальная) монополия — исключительное право государства на производство денег,
наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;

■ 
временная
монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе
монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая
фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее
достижение не получит всеобщего распространения;

■ 
случайная
монополия — результат ограниченного во времени превышения
спроса над’ предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную,
если дефицит закрепляется намеренно.

Отдельно следует остановиться на особенностях монополий, сложившихся
в плановой экономике. Плановой экономике был характерен тотальный
ведомственно-отраслевой монополизм, насаждавшийся «сверху» в отличие от
рыночной экономики, где монополии вырастают «снизу». Специфика этого планового
монополизма связана прежде всего с тем, что он возникал не в результате
развития состязательных отношений между производителями, а базировался на
постоянном, хроническом дефиците. В этих условиях практически каждое крупное
предприятие становилось монополистом. При этом часто крупные объединения,
фактически монополизировавшие соответствующие рынки, создавались исходя не из
какой- либо экономической целесообразности, а из соображений удобства
государственного управления.

Государство стремилось ограничить число управляемых единиц,
концентрируя производство на минимальном числе предприятий. К началу 90-х годов
в СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии или
объединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. В
производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2—3 предприятия.

В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту
продукцию и такою качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по
ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у
производителей — проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У
гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом
прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из
причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на
пути экономических реформ[7, с.108-112; 14, с.225-232].

2.2.2 Олигополия

Отличительная особенность олигополистического рынка — это небольшое
число продавцов. Олигополия (от греч. олиго — немногие и полео —
продавец) — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е.
несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого
количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует
от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США
являются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательной
резинки, (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и
т.д.

В зависимости от числа продавцов различают «жесткую»
олигополию (3—4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию: 6— 8 продавцов,
которые контролируют 80—90% рынка [3, с.153-154].

По типу продукции различают чистую олигополию, производящую
однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию,
производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты,
электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают
высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в
отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль
новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение
патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. [6, с.60].

Характерной особенностью олигополистического рынка является
взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным
воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на
поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой
конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают
цены и другие фирмы, возникает ценовая война — циклическое постепенное снижение
существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического
рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит
разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о
ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации
продукции[7, с.112-113].

2.2.3 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, когда
множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между
собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество
продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция
широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в
розничной торговле [3, с.153].

На рынке такого типа имеется множество продавцов,
предлагающих однотипную, недифференцированную продукцию (например, джинсы,
зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как
монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной
продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной
фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. А
множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные
методы конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно
свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный
капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной
конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность
воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества.
Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях
совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества
продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей,
компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства
[7, с.113-114].

В целом можно сказать, что монополистические тенденции,
проявляющиеся на рынке, не только ограничивают конкуренцию, но и искажают ее
суть — возникает недобросовестная конкуренция, при которой фирмами применяются
различимые меры дискредитации как конкурентов, так и выпускаемых ими товаров. в
странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются применением
антимонопольного законодательства. В России имеются три специальные
государственные структуры, на которые возложены обязанности по ограничению
монополизма: Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба
России по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральная
служба России по регулированию монополий в области связи. Кроме того, функциями
антимонопольных органов по закону наделены Центральный банк РФ и Федеральная
энергетическая комиссия. Общим критерием эффективности их деятельности может служить степень свободы рыночного
ценообразования в экономике страны[6, с.61 ].

Более подробно вопрос о конкурентоспособности в России
рассмотрен в главе III данной работы.

Глава III. Конкурентоспособность России — основные штрихи

Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в
журнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в
опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным
тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем
государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют
монополизму» [2.,с.31-33].

При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще
для российской экономики монополизация — исторически закономерное явление.
Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России,
приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но
централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно
обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов
(средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и
бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где
интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не
созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и
делает монополистичной целиком всю экономику». [2.,с.31-33]

3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время

В международных рейтингах конкурентоспособности Россия
традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся
повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным
инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной
деятельности.

В научных исследованиях глобальной (межстрановой)
конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономического
форума (ВЭФ) «The Global Competitiveness Report». В соответствии с
методикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индекс
конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей,
важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочной
перспективе. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наиболее
тесно связан с ее открытостью в международной торговле, качеством
государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью
рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных
институтов [10, с. 38].

В рейтинге конкурентоспособности стран за 2007-2008 годы,
опубликованном ВЭФ Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позицию
по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-е
место [17, с. 5].

В рейтинг включены 131 страны. Проблемами для
конкурентоспособности России, которые сохраняются из года в год, названы, в
частности, факторы: здоровье и начальное образование, инфраструктура, качество
институтов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата,
конкурентоспособность компаний, а так же неспособность экономики
«впитывать» современные технологии из различных источников, включая
прямые иностранные инвестиции.

В Индексе конкурентоспособности для бизнеса Россия занимает
более скромные позиции — 71-е место, что также на две позиции выше, чем в
прошлом году.

Этот индекс оценивает два основных фактора:
конкурентоспособность компаний и качество национального бизнес-климата.

Если резюмировать результаты рейтинговых исследований
конкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целый
ряд следующих позитивных моментов. Прежде всего макроэкономическая
стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатые
природные ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также часть
индикаторов, характеризующих инновационный потенциал.

Кроме того, что Россия сегодня обладает целым рядом
фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе с
развивающихся стран. В составе этих преимуществ — главным образом следующие:

Крупные, экономически привлекательные и сравнительно
недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных
ископаемых:

валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных
ископаемых оценивается в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя) [9,c. 35];

прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140
трлн, что более чем вдвое превышает суммарное национальное богатство Японии;

в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти,
36% — газа, 12% — угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных
потребителей [20, с.8]

Природная составляющая национального богатства России в
расчете на душу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичный
показатель Норвегии и Канады, в 6 раз — США, в 20 -Германии, Великобритании и
Франции, в 38 — Японии и в 80 раз — Китая. По запасам основных видов природных
ресурсов Россия — одна из самых богатых стран мира [16, с.12-14].

3.2 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности
российской экономики

Для начала выделим широко известные факторы, мешающие росту
конкурентоспособности нашей страны: низкий технико-технологический уровень
производства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого
в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для
реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания
производства от общемировых тенденций и т.д. Ряд других, не менее важных
факторов рассмотрим ниже.

1) Недостаточные объемы и низкое «инновационное»
качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ.

По масштабу годовых вложений в науку Россия не идет в
сравнение с основными высокоразвитыми странами.

Например, США ежегодно вкладывают в НИОКР свыше 280 млрд.
долл., страны ЕС — около 190 млрд. долл., Япония — более 100, Китай — 60,
Германия — 54, Россия же — около 4 млрд. долл[11, с.38].

Российская Федерация пока еще сохраняет свои уникальные
научно-технический и образовательный потенциалы, однако эффективность их
практического использования для создания национальной инновационной системы
крайне низка.

2) Недостаточная развитость важных составляющих национальной
конкурентоспособности, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентных
преимуществ:

низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи и
современных информационных технологий;

низкое качество корпоративного управления, особенно в области
корпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы с
потребителями и маркетинга, социальной ответственности;

непрозрачная структура корпоративной и государственной
собственности, препятствующая притоку в производство отечественного и
иностранного капитала;

низкая эффективность финансовой системы.

3) Не меньшее негативное влияние на состояние национальной
конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой
эффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентной
рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими траксакционными
издержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Их
устранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательской
инициативы, раскрыло широкие возможности для развития потенциала
конкурентоспособности отечественных производств.

4) Неэффективная система таможенного администрирования (равно
как и низкая эффективность всей системы тарифного регулирования), не
обеспечивающая защиту отечественных производителей как со стороны
«организованных» импортеров, так и практически узаконенного демпинга
со стороны неорганизованной челночной торговли. В результате закономерно
страдают многие отечественные производства потребительского сектора.

Между тем, по отзывам руководителей ряда предприятий,
российская продукция уже сегодня способна вполне успешно конкурировать с
продукцией производителей из стран дальнего зарубежья. Тогда как реальную
угрозу для них представляет неорганизованный (челночный) импорт из
развивающихся стран, освобожденный не только от таможенных платежей, но и не
обремененных системой других налогов.

5) Факторы, обусловленные неразвитой рыночной
инфраструктурой, отсутствием эффективных механизмов межотраслевого перелива
капитала и маломощностью банковско-кредитной системы России, напрямую
препятствующие проявлению конкурентоспособных преимуществ ряда отечественной
продукции. От сложившейся ситуации теряют свои конкурентные позиции прежде
всего изделия энергетического машиностроения, судостроения, авиастроения и
другие, пользующиеся спросом на рынках многих развивающихся стран.

6) Монополизированность отечественной экономики, высокие
административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабое
налоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее
«непрозрачная» структура, запутанное законодательство и др.
Закономерным результатом они имеют высокие трансакционные издержки российских
производителей, также препятствующие проявлению их ценовых конкурентных
преимуществ и притоку капитала в производство.

7) Проблемы процесса воспроизводства. После 1990 г. процесс
воспроизводства в стране перестал быть расширенным. За годы реформ, к
сожалению, по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной
на много лет назад. Так, если в 1970-е гг. страна производила 8% мирового ВВП,
в 1990-е гг. — 5,5, в 2000 г. — 2,7, то в 2006 г. — 2,4-2,5% [9, с.30].

Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос в
экономике.

Таким образом, нами были выделены основные факторы и
проблемы, ограничивающие конкурентоспособность России на современном этапе. Это:
недостаточное финансирование в развитие национальных конкурентных преимуществ;
низкая эффективностью методов госрегулирования; отсутствие в России
конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры; высокие
траксакционные издержки хозяйственной и инвестиционной деятельности
предприятий, неэффективная система таможенного администрирования,
монополизированность отечественной экономики, проблемы процесса
воспроизводства.

3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России

Необходима разработка национальной политики международной
конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями
государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить
наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный
капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также
конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой
российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для
энергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмы
могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур
горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании «новой
экономики», разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными
конкурентными преимуществами.

Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить
без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений и
завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо
осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего
производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой
предприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительности
труда практически нереально.

В свою очередь тормозятся отсутствием эффективных рычагов
государственного стимулирования роста экономики. Со всей очевидностью
обнаруживается, что экономика не может эффективно функционировать и стать
жизнеспособной без государства, а государство немыслимо без экономической
системы.

Изучение проблем государственного регулирования экономики
требует учета общих представлений и закономерностей эволюции экономической роли
государства и специфики реализации этой роли в условиях переходной экономики,
той действительности, которая сложилась в стране в ходе рыночной трансформации.

Конкурентная экономика не может успешно развиваться без
вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики
российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением
интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное
регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере
будут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма,
смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи
экономических и социальных отношений.

Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности
экономики страны — развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощение
результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции
и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок — ведущая тенденция
XXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего в
пределах 0,3-0,8%

Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России
//Экономист 2006 №8 с. 15. Добиться повышения конкурентоспособности нашей
страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции — товаров и услуг
можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний,
на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований
наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.

Российские ученые востребованы за рубежами нашей страны.
Среди них те, кто трудится в ряде крупных научных центров мира. Немало ученых
выехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все
приобретенное в своей предпринимательской деятельности с немалой выгодой. За
прорывной работой, как правило, стоит яркий ученый, притягивающий к себе
таланты. Вокруг него формируется научная школа, способная генерировать новые
знания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то и
тысячекратно окупаются на производственно-внедренческой стадии инновационного
процесса. Этим и определяются, нынешние намерения и уже начинающиеся действия в
нашей стране по увеличению бюджетных затрат на академическую науку в рамках
реформы РАН. Но только зарплатой конкурентоспособных инновационных успехов в
науке и экономике не достигнуть. Необходимо располагать и современной передовой
техникой, без которой не сделать конкурентоспособных открытий, не воплотить их
результаты.

Успехи в науке дают шанс России стать страной с
высокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и «человеческого
потенциала», экспортером интеллектуальных услуг.

В России предприятия, работающие в научно-технической и
инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые
товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения
российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система
защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства.
Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат,
связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных
организациях их прав на интеллектуальную собственность [11, с.42].

Инновационная деятельность российских хозяйствующих
субъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов
власти в разных формах. А для этого необходимо в законодательном,
нормативно-правовом порядке закрепить определение понятия инновационной
деятельности предприятий. Наука, научные исследования предваряют инновационную
деятельность, особенно на острие «переворотных» открытий и первых
шагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий и
их применение в разных сферах деятельности. Так же не стоит забывать про
информатику и биотехнологию.

Прямое отношение к решению проблем повышения международной
конкурентоспособности российских товаров и услуг имеет реформа технического
регулирования в нашей стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новым
стандартам качества производства продукции и модернизацию сферы услуг.

Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности
России -это повышение качества профессионального образования. Наиболее
конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в
немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего
специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим
отраслям. В их числе можно назвать США, Великобританию, Германию, скандинавские
страны, Японию, Южную Корею и немало других. Благоприятный климат создавал
высокий уровень государственных образовательных стандартов, рост престижа преподавателей
и исследователей, совершенствование профессионально-технической подготовки,
подключение национальных корпораций к профессионально-техническому обучению
молодых и переподготовке сформировавшихся кадров.

В нашей стране властями осознается необходимость создания
конкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебных
заведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансирования
крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования
системы образовательных кредитов. Российская система образования долгое время
была изолирована от остальной части Европы. В вузах России дают зачастую
информацию, которая была актуальна 10-20 лет назад. Многие университеты
выпускают молодых образованных безработных. Потенциал российских вузов
следовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями других
стран, особенно европейских.

Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышением
конкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численности
квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного
стандарта и улучшением качества жизни в стране.

По оценкам специалистов, в наших школах сейчас не дают тех
знаний, которые можно было бы с успехом применять на практике, а из многих
вузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда. Поэтому
приведение образовательной деятельности в соответствие с возрастающими
требованиями жизни, «выращивание» конкурентоспособных специалистов с
широким междисциплинарным кругозором, глубокими знаниями дела, которому они
учатся в школе, колледжах и вузах, — проблема первостепенной значимости.

Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы
конкурентоспособности России это: разработка национальной политики международной
конкурентоспособности России; вовлечения в процесс повышения
конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационную
деятельность, а так же повышение качества профессионального образования.

Заключение

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать
следующие выводы:

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого
рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между
производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и
обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные
методы конкуренции — ценовая и неценовая. Различают добросовестную и
недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества),
вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что
на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может.

Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают
тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Современный рынок
— это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции.
Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия,
олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рынок, на котором наличествует единственный
продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от
непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях
чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия — это рынок, на
котором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистического
рынка — это взаимозависимость всех продавцов. Монополистическая конкуренция
предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции,
которые могут сами устанавливать цены, но именно множественность продавцов
порождает между ними конкуренцию.

Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к
чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет
покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна из
важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство
проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического
и административного воздействия. Деятельность естественных монополий
государство контролирует и регулирует.

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную
политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не
одно и то же, а скорее противоположности.

Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной
практики — для определения, в каком случае снижение цены означает
недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный
результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения
конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности
национальной экономики России должно стать основной задачей государства и
реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы.
Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики
по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование
природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и
общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической
структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства
потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном
секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой
продукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала;
удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских
производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

Выход на траекторию устойчивого развития экономики и
благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на
прорывных направлениях формирования нового технологического уклада,
многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения
качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и
социальной активности людей.

Библиографический список литературы

1. 
А.Багров
Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 28.

2. 
А.Резникович
Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999 — С.
31-33

3. 
Боисов
Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекция для студентов высших уч. Заведений. –
М.: Юрайт, 2005. – 478 с.

4. 
Борисов
Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.:
Юристъ, 1998. – 336 с.

5. 
В.Башмачников.
У фермера уходит почва из-под ног // “Экономика и жизнь” №12 за 1999 г. — С.28

6. 
Добрынин
А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. –
302 с.

7. 
Ефимова
Е.Г. Экономика – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. –
392 с.

8. 
Камаев
В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

9. 
Кондратьев
В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России// Мировая экономика
и международные отношения 2001, №3 с.30-35

10. 
Кураков
Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 1998. — 688 с.

11. 
Куренков
Ю., Попов В., Конкурентоспособность России в мировой экономике// Вопросы
экономики 2001, №6 с.38-45

12. 
Маршалл
А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993.

13. 
Носова
С.С. Экономическая теория: Учебник для вузлв. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 520 с.

14. 
Нуреев
Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.

15. 
Пол
Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе,
стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992 — 704 с.

16. 
Полтерович
В., Попов В. Механизмы «ресурсного проклятья» и экономическая политика
//Вопросы экономики 2007, №6 С. 12-14

17. 
Российская
газета от 1 ноября 2007, №244(4507) с. 5

18. 
Экономика
и жизнь №14 за 1999 г.

19. 
Экономика.
Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «Проспект»,
1998. — 792 с.

20. 
Юданов
А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998.

21. 
Ясин
Е., Яковлев А., Конкурентоспособность и модернизация российской экономики//
Вопросы экономики 2004, № 7 С. 8.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий