Предпосылки
вступления Болонского процесса в УкраинуОдной из
важнейших сфер развития евроинтеграции является сфера высшего образования, где она
приобрела формы Болонского процесса. На сегодня 45 европейских стран, включительно
с Украиной, являются его участниками. Кроме того, значительное количество
международных организации поддерживают идеи процесса и способствуют его
реализации.Болонский
процесс (БП) – это процесс европейских реформ, что направлен на создание общей
Зоны европейского высшего образования до 2010 года. Болонский процесс
официально начался в 1999 году из подписания Болонской декларации. Предпосылкой
ее создания стало подписание Большой Хартии европейских университетов (Magna Charta Universitatum).Согласно с
целями БП до 2010 года образовательные системы стран-участниц Болонского
процесса должны быть изменены, чтобы способствовать:—
облегченному переезду граждан с целью последующей учебы или
трудоустройства в зоне европейского высшего образования;—
росту привлекательности европейского высшего образования;—
расширению Европы и обеспечению ее последующего развития как
стабильного, мирного, толерантного общества.Следует
отметить, что БП не предусматривает создание полностью идентичных систем
образования в разных странах, он предназначен лишь для укрепления взаимосвязей
и улучшения взаимопонимания между разными образовательными системами.19 мая 2005
года в норвежском городе Берген на Конференции министров стран Европы Украина
присоединилась к Болонского процессу, обязавшись внести соответствующие
изменения в национальную систему образования и присоединиться к работе над
определением приоритетов в процессе создания единственного европейского
пространства высшего образования до 2010 года.История Болонского
процесса официально началась с подписания Болонской декларации в 1999 году,
однако ее предыстория достигает 1954 года, когда был подписан Европейскую
культурную конвенцию, в которой подчеркивается необходимость поощрения граждан
всех государств к изучению языков, истории и культуры других стран и общей для
них культуры.Идеи
образовательно-культурного объединения европейских стран в целом и
университетов в частности получили свое продолжение в Великой Хартии
университетов (Magna Charta Universitatum), ставшую финальным результатом
предложения, адресованной Болонским университетом в 1986 году всем старейшим
европейским университетам. Идея Великой Хартии была воспринята с энтузиазмом.На протяжении встречи в
Болони в 1987 году делегаты 80 европейских университетов избрали 8 членов
правления, среди них: Президента Конференции Европейских Ректоров, профессора
Кармине Романце; ректора Болонского Университета Фабио Роверс Монако; ректора
Университета Париж, профессора Жака Соопелса; ректора Университета Лювена,
профессора Роджера Диллеманса; ректора Университета Утрехт, профессора Ван
Гинкель; ректора Университета Барселоны, профессора Джозефа Бриколя; профессора
Джузеппе Капуто; Президента университетской комиссии Парламентской Ассамблеи
Совета Европы, профессора Мануэля Нуньес Енкабо.Великая Хартия, проект
которой был создан в январе 1988 года в Барселоне, было подписано всеми
ректорами, собравшихся в Болони 18 сентября 1988 для празднования 900-й
годовщины Болонского университета, который считается старейшим университетом
Европы. «Европа уже существует, ее жители разделяли общие институты, к которым
относятся и университеты, на протяжении веков. Университеты являются
интеллектуальными центрами прошлого и будущего, имеющих общие цели и
методологию получения знаний-то практических или теоретических», – с такой
речью выступили представители Болонского университета на праздновании.Процесс, который
натолкнул на идею создания Великой Хартии, был особенно важным. Хартия не была
представлена политической властью, а была разработана в стенах Университетов.
Она опирается на фундаментальные ценности европейских университетских традиций,
однако способствует укреплению связей между высшими учебными заведениями во
всем мире, включая и процессов, начатых в ней, неевропейские университеты.Ключевыми позициями
Болонского процесса есть шесть его целей:Во-первых,
это – введение двухцикличного обучения. В первом цикле получается степень
бакалавра. Его продолжительность не менее трех и не более четырех лет. Второй
цикл предусматривает получение степени магистра – через один-два года после
получения степени бакалавра. Считается необходимым добавить докторский уровень
как третью степень Болонского процесса, подчеркивается две основных степени
высшего образования. Это при условии общей продолжительности обучения 7–8 лет.Во-вторых,
внедрение кредитной накопительной системы организации учебного процесса.
Предлагается ввести систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах.
Студент получит возможность изучать ряд предметов по своему выбору с учетом
профиля и специфики его будущей работы. Соответственно меняется и система
оценки знаний студентов.В-третьих,
формирование системы контроля качества образования. Предусматривается
организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств
и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или
содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили
выпускники.В-четвертых,
расширение мобильности студентов и преподавателей. Предполагается существенное
развитие мобильности студентов, расширение мобильности преподавательского и
иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом.В-пятых,
обеспечение трудоустройства выпускников. Знания и умения выпускников должны
быть применены и практически использованы в интересах всей Европы,
востребованные европейским рынком труда, будет введено Приложение к диплому,
который рекомендован ЮНЕСКО. Планируется трудоустройства на уровне бакалавров.В-шестых,
обеспечение привлекательности европейской системы образования. Это направляется
на привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира.
Этому будут способствовать введение общеевропейской системы гарантии качества
образования, легко доступных квалификаций и кредитной накопительные системы.Все усилия
будут направлены на обеспечение более тесных связей между высшим образованием с
исследовательскими системами. Таким способом будет укрепляться фундамент для
Европы Знаний.болонский
образование евроинтеграция высшийЛитература
1. М.Н. Кордон «Европейская и евроатлантическая интеграция
Украины» Киев. – 20082. Образовательный портал «http://www.osvita.org.ua/bologna/vprov/»
Мужики, думаю у всех бывает в жизни непруха, по врачам и знахарям не бегаю, в связи с недоверием данным особям.